Домой домашнее воспитание Как хвалить ребенка, чтобы не перехвалить?

Как хвалить ребенка, чтобы не перехвалить?

263
0

Потребность в родительском одобрении естественна для детей точно также, как для родителей естественно желание хвалить свое любимое дитя. Но задумывались ли вы над тем, как хвалить ребенка, как вообще ваше одобрение сказывается на его психологическом развитии, восприятии себя и мотивации? Психологи утверждают, что неправильно или не к месту выражаемая похвала может иметь негативные последствия. Вместо того, чтобы развивать в себе собственное желание к достижению целей, ребенок стремится к результату лишь ради родительского эмоционального поощрения. Поэтому не лишним будет проверить, как и когда вы хвалите своего ребенка, а при необходимости провести работу над ошибками.

Зачем хвалить ребенка?

Хвалить? Или не хвалить? Есть над чем подумать. Любая оценочная реакция родителя на действия ребенка будет оказывать влияние на его эмоциональное самочувствие, мотивацию и самооценку

Казалось бы, пустяк — похвалить или, наоборот, укорить ребенка. Но это эмоциональное оценивание имеет большое значение для него. Оно не просто несет для малыша определенную информацию, но позволяет ему ориентироваться в том, что есть хорошо, а что плохо.

Похвала — это положительная оценка, одобрение. Когда мы хвалим кого-то, мы оставляем о нем лестный, положительный отзыв. Ребенок убрал кровать в комнате, мама одобряет такое действие, дает ему высокую оценку: «Спасибо, ты молодец!». Благодаря этому малыш делает вывод, что убираться в комнате и помогать маме — хорошо.

Что для ребенка похвала:

  • источник информации о том, что хорошо, а что плохо; как следует себя вести в определенных ситуациях, а как не стоит;
  • положительная оценка со стороны взрослого как награда за результат или приложение усилий (например, если ребенок усердно делал домашнее задание);
  •  эмоциональное подкрепление;
  • стимул продолжать в том же ключе.

Ряд психологов считают, что главным из этого списка является подкрепление, получаемое ребенком со стороны взрослого. Оно и поддерживает, и мотивирует на то, чтобы прилагать усилия и впредь.

Важно, чтобы похвала была искренней и уместной.

Она должна соответствовать тому, за что мы хвалим. В этом случаем похвала «работает», а не наносит вред.

Как можно, а как нельзя хвалить?

Существует множество форм выражения похвалы. Хотя важнее не столько форма, сколько уместность одобрения и адекватность оценки факту, который оценивается. Нельзя хвалить «на автомате», иначе легко перехвалить. И тогда можно столкнуться с психологическими трудностями в дальнейшем

Основные формы «правильной похвалы»

Психологи выделяют две разные формы выражения похвалы:

  • через «Ты»;
  •  через «Я».

Ты-посланиеэто прямая и наиболее простая форма обращения, которая повсеместно используется («Ты такой молодец!», «Какой ты смелый!»). Получая подобное одобрение, ребенок понимает, что поступил хорошо.

Я-послание — более сложный вариант. Это косвенная форма поощрения, предполагающая вовлечение в процесс второй стороны (родителя). Например: «Я горжусь тобой!», «Я очень рада!». В этом случае одобрение усиливается и ребенок понимает, что его действия важны для взрослых, вызывают у них положительные эмоции.

Хвалить можно без слов. Добрый взгляд, улыбка, поглаживание, объятия, поцелуй — невербальные формы похвалы. Порой, они действуют эффективнее, чем любые слова — особенно когда используются к месту.

Проявление ласки и любви наиболее искренняя и действенная форма похвалы
Проявление ласки и любви наиболее искренняя и действенная форма похвалы

Типичные ошибки родителей

Психологи сходятся во мнении, что похвала так или иначе оказывает влияние на развитие ребенка, формирование его характера, личностных качеств. Однако влияние это может быть не только позитивным, но и негативным. Зачастую родители неумело используют этот инструмент воспитания, что приводит к дополнительным трудностям в воспитательном процессе.

Хвалить «за все подряд»

Одна из распространенных родительских ошибок — хвалить за любое действие и даже бездействие. Как уже было сказано, похвала должна быть уместной и адекватной. Не следует использовать ее по любому случаю.

Не рекомендуется хвалить ребенка за такой результат, для достижения которого он не приложил сколько-нибудь значимых усилий. Например, можно похвалить малыша, только «вчера» освоившего зубную щетку, за то, что он самостоятельно почистил зубы. Но странно хвалить за то же школьника.

Хвалить за способности

Еще одна ошибка — хвалить за проявление способностей. Если ребенок запросто справился с домашним заданием, не стоит говорить: «Какой ты у меня умный!». Лучше приберечь похвалу на тот случай, когда он решил задачку не с первого раза и с трудом, приложив к этому усилия. Вот тогда можно сказать: «Ты отлично поработал, горжусь тобой!».

То же касается отметок: целесообразнее хвалить не за «пятерки» по любимым предметам, а за условные «четверки» по тем дисциплинам, что даются с трудом.

Ребенок должен понимать, что одобряется его активное стремление к развитию.

Хвалить без меры

Похвала должна быть умеренной. Лучше «недохвалить», чем перехвалить — главное не игнорировать успехи ребенка. Сила эмоции должна соответствовать достигнутому результату, но не превышать его.

Существует мнение, что чрезмерная комплиментарность «убивает» мотивацию: теряется необходимость прилагать большие усилия для достижения более высокого результата. Это ведет к «зависимости» от родительской оценки, боязни рисковать в условиях большой ответственности. В результате дети оказываются не способными самостоятельно решать сложные задачи и принимать ключевые решения.

Хвалить «на автомате»

Отрешенный тон и манера общения с ребенком автоматически обесценивают значение родительской похвалы. И, наоборот, вовлечение и заинтересованность в ходе разговора подскажут малышу о серьезности ваших слов

Но хуже всего — неискренняя и бессознательная похвала со стороны родителей. Дети хорошо чувствуют неискренность. Если вы автоматически говорите «молодец» во всех ситуациях — ребенок воспринимает это как игнорирование его успехов. В итоге он перестает воспринимать подобные слова, а впоследствии может с недоверием относиться к одобрению со стороны других людей (учителей, наставников).

Поощрять соревновательное поведение

Важно донести до своего ребенка, что правильнее и эффективнее будет соперничество с самим собой. Только в этом случае его усилия обретут смысл и действительно дадут результат.

Еще одно важное замечание по теме от профильного эксперта в видеокомментарии:

Влияние похвалы на успеваемость и самооценку

Исследования, проводившиеся в условиях школьного обучения, подтверждают влияние похвалы на успехи учащихся. Выявлено, что она особенно эффективна в отношении детей со средней или низкой успеваемостью. Ученики с низким уровнем способностей испытывают потребность в том, чтобы их хвалили. Похвала подтверждает, что они действовали правильно и их результат ценен. Такое одобрение может мотивировать к новым достижениям.

Однако в группе учащихся с высоким уровнем способностей все значительно сложнее. Не все психологи считают, что похвала в этой группе обеспечивает положительный эффект. Ряд специалистов, в том числе М. Монтессори, Дж. Холт, Ж. Пиаже и Д. Тости, полагают, что она способна ослаблять мотивацию и негативно сказываться на результатах обучения

Современные исследования показывают, что родительская похвала, действительно, может отрицательно влиять на успеваемость детей. К таким выводам, в частности, пришли американские журналисты По Бронсон и Эшли Мерримен. Они провели репрезентативный опрос и выяснили, что порядка 80% семей в США убеждены в необходимости хвалить детей. Взрослые таким образом стремятся выразить им поддержку, внушить уверенность в собственных силах. Однако эффект оказывается прямо противоположный.

Психологический парадокс заключается в том, что настроенные на успех дети в реальности сталкиваются с непростыми задачами и не всегда способны решить их. Одного родительского внушения оказывается мало, а мотивация преодолевать и добиваться отсутствует (поскольку одобрение и высокая оценка заранее гарантированы).

По причине чрезмерной и далеко не всегда обоснованной похвалы в детстве многие одаренные подростки и молодые люди склонны недооценивать свои способности. Боясь потерпеть неудачу и не оправдать ожиданий, они намеренно занижают планку, избегают сложных задач. На практике выпускник может отказаться от поступления в более престижный вуз, а впоследствии выбрать низкооплачиваемую работу — лишь бы не попадать в ситуацию, когда нужно подтверждать свои реальные возможности.

Делаем выводы

Как мы убедились, похвала и то, как хвалить ребенка, имеет большое значение для его развития и процесса обучения. Однако родителям следует аккуратнее использовать этот психологический инструмент. В определенных обстоятельствах и неправильно примененный, он может давать результат, прямо противоположный ожидаемому.

Дети нуждаются в похвале со стороны взрослых. Но одобрение должно быть осознанным, уместным и выражаться адекватно. В большинстве случаев достаточно умеренной оценки. Причем хвалить следует за активность, совершенное действие, стремление к результату — а не за природные способности или хорошие отметки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here