Домой домашнее воспитание Системные нарушения речи у детей и совместная деятельность с родителями как способ...

Системные нарушения речи у детей и совместная деятельность с родителями как способ их преодоления

1095
0

Специалисты убеждены, что наиболее эффективное развитие ребенка проходит в семье. Но бывает так, что некоторые родители не уделяют должного внимания проблемам детей, которые имеют системные нарушения речи. Они не указываю на ошибки, не подают правильный пример – можно сказать, способствуют развитию дефектов.

Роль взрослых в преодолении системных нарушений речи у детей

Родители должны быть по-максимуму включены в процесс воспитания своего ребенка
Родители должны быть по-максимуму включены в образовательный процесс и активно взаимодействовать с педагогами и коррекционными специалистами

Именно родители, в первую очередь, должны активно вовлекаться во всестороннюю поддержку ребенка с отклонениями речи. Необходимо постоянно просвещаться, активно сотрудничать со специалистами и предлагать ребенку различные формы совместной творческой деятельности. Последнее условие является важнейшим фактором в коррекционной работе, направленной на развитие речи младших школьников.

Что касается специалистов, то им необходимо снабдить родителей всей важной информацией, просветить их с помощью раздаточных материалов, памяток, рассылок. Практическую пользу приносят групповые и индивидуальные консультации, семинары с профессионалами, посещение тематических клубов и выставок. На подобных мероприятиях родители узнают о новейших методиках и технологиях, вникают в суть процессов, которые происходят с их детьми.

Важно, чтобы родители делились друг с другом собственным опытом, общались с успешными мамами и папами, которые уже справились с проблемой.

Информационные письма, общение в социальных сетях способствуют быстрому обмену информацией, в которой молодые родители так нуждаются.

Общение как главный инструмент взаимодействия с детьми

В связи с высоким темпом развития технологий члены современных семьей все меньше общаются между собой напрямую. При этом даже самые продвинутые компьютерные развивашки, занимательные мультики и познавательные телевизионные передачи не могут заменить того эффекта, который достигается при непосредственном общении взрослых и детей. А именно общение, по словам специалистов, является непременным условием успешного речевого развития ребенка.

Родителям стоит помнить!

Функция речи у детей запускается только в условиях общения и по требованию родителей или близких родственников.

Вступая в коммуникацию, взрослые учат малышей формулировать и озвучивать свои мысли, создавать в своем воображении, а затем и в речи различные смысловые категории и символы, описывать окружающий мир с помощью слов.

Чтение книг - отличный формат совместной деятельности, который может помочь справиться с речевыми проблемами
Чтение книг — отличный формат совместной деятельности, который может помочь запустить механизм правильного говорения у ребенка

В целях помочь ребенку освоить навыки говорения исследователи рекомендуют родителям уделять внимание совместному чтению. Лучше всего для этого использовать книги с яркими иллюстрациями. Прочитав сказку, предложите ребенку ответить на несколько вопросов на ее понимание или придумать ее продолжение.

Важно отметить, что при взаимодействии с ребенком родители должны тщательно следить за своей речью.

  • Изъясняйтесь неспеша,
  • четко произносите каждое слово и каждую фразу, не забывая делать паузы между ними,
  • постарайтесь избегать раздраженных интонаций,
  • голос должен быть ласковым и бодрым, провоцирующим на положительные эмоции.

Помните, что монотонность и равнодушие в разговоре или при прочтении сказки точно не будет способствовать появлению желания продолжать вас слушать.

Учитывая все эти рекомендации и рекомендации специалиста, наблюдающего вашего ребенка, можно добиться высокой степени эффективности коррекционной работы, успешно решить речевые проблемы и вырастить гармоничную личность.

Упражнения для совместных творческих занятий дома

Домашние занятия, направленные на коррекцию детской речи, основываются на совместной творческой деятельности детей и их родителей. Разберем несколько эффективных приемов.

Мнемо-таблицы

Мнемо-таблица представляет собой альбомный лист, который поделен на 6 частей. К каждой части в логической последовательности крепятся картинки. Из составленных картинок получается одна общая лексическая тема. Именно по этой истории ребенок может составить связный устный рассказ и поделиться им на занятии у логопеда.

Интересная игровая форма упражнения помогает развить воображение, обогащает словарный запас, способствует становлению грамматически правильной речи. В результате ребенок тренируется в образовании связных монологов. Дома с помощью мнемо-таблиц можно закрепить пройденный материал и выдумать самые разные истории, вырезая картинки из журналов и параллельно практикуя эстетические навыки.

Пример использования мнемо-таблицы для запоминания стихотворения можно посмотреть в видео ниже:

Моторные кубики

Важной частью коррекции детской речи является развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Двигательные функции совершенствуются в играх, где по правилам нужно активно двигаться. Такие занятия включают упражнения на развитие и общей (махи, прыжки, наклоны, приседания) и мелкой, и артикуляционной моторики. На каждую разновидность приходится по одному кубику. Каждой грани соответствует одно небольшое упражнение. Вместе с ребенком можно поиграть в такие кубики и как следует размяться.

Весёлые ходилки

Настольно-печатные игры пользуются особенной популярностью у детей и их родителей. В такой разновидности «настолок» как «ходилки» можно использовать вместо привычных объектов трудные для ребенка звуки и доводить их произношение до автоматизации. Сама по себе игра привлекает и взрослых, и детей, но и ее совместное создание – не менее увлекательный процесс.

Пример популярной игры ходилки
Пример популярной игры-ходилки

Самостоятельное оформление игрового поля требует множества картинок и правильного лексического материала, который соответствовал бы определенному звуку. Проводятся даже собрания, на которых родителям даются рекомендации по поводу того, как грамотно создать игру и заинтересовать ею своего ребенка.

Заключение

Родители, которые впервые столкнулись с проблемой под названием системные нарушения речи, должны активно работать, привлекать детей к совместному творчеству, обучать их, вдохновлять на новые идеи. Сегодня существует множество способов разнообразить домашние логопедические занятия, стоит лишь обратиться за помощью к специалисту и найти нужную, правильно оформленную информацию о том, как преодолеть возникшие трудности.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here