Домой домашнее воспитание Ошибки в воспитании детей, или как «не испортить» ребенка

Ошибки в воспитании детей, или как «не испортить» ребенка

1100
1

Наряду с необходимыми эмоциональными факторами, которые способствуют благополучному развитию психики детей, выделяют и наиболее распространённые ошибки в их воспитании. Первичный социум, который окружает ребёнка с момента рождения – это его родители. Именно от их грамотного поведения зависит, насколько успешно пройдет становление личности ребёнка и его адаптация к окружающему миру.

Типичные ошибки родительского воспитания

Избыток родительской любви и недостаток заботы и внимания могут навредить одинаково
Избыток родительской любви и недостаток заботы могут навредить одинаково

Как бы прекрасна не была любовь, её нужно «принимать» в умеренных количествах. Нежелательные последствия возникают как в результате недостатка заботы, так и при чрезмерном родительском внимании. В первом случае ребёнок чувствует свою ненужность и ущербность, во втором – быстро принимает господствующие позиции и манипулирует членами семьи. Малыш не сталкивается с отказами и запретами, он получает всё, чего требует душа. Родители всячески ублажают своё чадо, чтобы его настроение ни в коем случае не испортилось, иначе хитрый ребёнок воспользуется всеми своими оружиями – капризами, истерикой, плачем. И взрослые падут ниц перед всесильным карапузом, который в реальной жизни столкнётся с непреодолимыми трудностями и несправедливостями. Чтобы избежать проявлений не самых лучших качеств человеческого характера в ребенке, попробуем разобрать наиболее типичные ошибки, которые совершают родители.

Разрушительная забота

Опасности поджидают беззащитного ребёнка на каждом шагу, так зачем же его вообще учить ходить? Иногда родители настолько перебарщивают со своей заботой, что берут на руки ребёнка при первых признаках плача, голода, желании куда-то пойти и вообще при любом признаке жизни. Долгие годы раннего детства проходят на руках у мамы, задания на умственное развитие тоже выполняет она, чтобы не перегрузить бедного малыша. Ребёнок предельно ограждён от воздействия окружающей среды и одновременно от полноценного развития.

Лишение самостоятельности чревато не только ожирением, но и задержкой в физическом, интеллектуальном и психическом развитии.

Человек, выросший в чрезмерной заботе, не сможет безболезненно войти в социум, когда это понадобится. Позвольте малышу познавать мир самостоятельно, но под вашим чутким надзором.

Дефицит любви

В присутствии ребенка родителям следует корректировать привычное для себя поведение, чтобы не зародить в нем чувство ненужности
В присутствии ребенка родителям следует корректировать привычное для себя поведение, чтобы не зародить в нем чувство ненужности

Ребёнка постепенно может настичь осознание того, что родители его совсем не ждали и нисколько не хотели. Порой молодые, неопытные и неприспособленные к воспитанию детей родители не скрывают того, что появление нового члена семьи нарушило их привычный распорядок. Теперь они вынуждены «возиться» с ребёнком, который часто ещё и не отвечает требованиям своих родителей. Если в семье есть ребёнок с ограниченными возможностями, обычно он не страдает от недостатка заботы, а вот его братья или сёстры чувствуют себя заброшенными, так как не нуждаются в постоянном надзоре.

Дети, лишённые родительской любви, не чувствуют себя в безопасности, враждебный мир становится ближе и мешает полноценно развиваться психике ребёнка.

 Излишняя строгость

Многие родители хотят воспитать образцово-показательного ребёнка, чтобы все смотрели и завидовали. Нелегко быть жертвой такого эксперимента. Малыша загружают требованиями, которым он не всегда может отвечать в силу своего возраста, на ребёнка возлагается чрезмерная ответственность не по годам, а об отдыхе и играх и речи идти не может. Родители часто не могут сопоставить свои ожидания возможностям ребёнка на том или ином этапе развития. Не стоит забывать, что гармоничное развитие мышления невозможно без совершения ошибок. Как же научиться их преодолевать, если строгие надзиратели наказывают маленького исследователя за каждый неверный шаг? Такой подход – верный путь к подавлению в ребёнке познавательной активности. Защитная реакция будет препятствовать быстрому решению задач и другой интеллектуальной деятельности, что затормозит развитие ребёнка на многие месяцы.

Унизительное сравнение

«Почему Петя смог, а ты нет?!». Да потому что родители, которые произносят подобные фразы, ничего не понимают в детской психологии и хотят вырастить не человека, а преступника с комплексом неполноценности. Сравнивать ребёнка, который не отличается выдающимися данными в какой-то сфере, с более успешными ребятамихудший вариант воспитания. Затронуть и без того хрупкое достоинство ребёнка – большая ошибка, которая чревата печальными последствиями. Малыш поймёт, что любое его действие никем не будет оценено, оно заранее обречено на провал, порицание или наказание, а родители становятся ходячими источниками унижений. Постоянное пребывание в напряжении и страхе приводит к вполне ощутимым физическим недомоганиям и болезням, таким, как недержание мочи и кала, мигрень, рвота. В итоге в детях зреет протест, который может вырасти в серьёзное преступление.

Может показаться, что в воспитании слишком много нюансов, о которых родителям нужно постоянно помнить. Обидного слова ребенку не скажи, лишний раз не поцелуй, напрасно не балуй и много еще чего, за чем крайне сложно уследить в своем поведении, поскольку новоиспеченные родители не задумывались над этим прежде. Выстроить свою систему воспитания не просто и не стоит этого делать с наскока. Опытные родители для начала посоветуют определиться с основами.

Базовые воспитательные приемы

Определиться с принципами построения отношений с ребенком могут помочь два довольно распространенных инструмента воспитания. Это «наказание – поощрение» и «родительский пример».

«Наказание – поощрение»

Психологи советуют не злоупотреблять наказанием
Психологи советуют не злоупотреблять наказанием

Следуя логике различных поведенческих теорий, психика человека во многом формируется этими двумя действиями, в первую очередь со стороны родителей. Желая закрепить в ребенке определенную черту его личности, они поощряют его и формируют среду для дальнейшего ее развития. В случае, если какие-то эмоционально-волевые проявления в характере ребенка являются для них нежелательными, следует наказание.

При этом специалисты советуют, в формировании личности ребенка прибегать преимущественно к поощрению. Наказание рекомендуют использовать лишь в тех случаях, когда на то есть серьезные основания.

Стоит отдельно остановиться на физическом наказании. Детские психологи выступают против этого метода. Однако допускают ситуации, когда физическое наказание использовать необходимо. К примеру, в ситуациях оперативного пресечения угрожающего здоровью и жизни ребенка поведения.

Родительский пример

Родителям важно знать, что дети реагируют на все их действия практически с самого момента рождения. Поэтому так важно быть хорошим примером для них даже в мелочах. К примеру, хотите, чтобы сын или дочка соблюдали правила гигиены и самостоятельно мыли руки перед едой, покажите, как это нужно делать, и будьте сами последовательны в этом.

Совместные утренние гигиенические процедуры - отличная возможность не только привить ребенку нужные навыки, но и пообщаться
Совместные утренние гигиенические процедуры — отличная возможность не только привить ребенку нужные навыки, но и пообщаться

Заключение

Конечно, это далеко не все, что нужно знать о построении системы детского воспитания, но это то, что поможет составить свое представление об условиях и отношениях, в которых должен расти именно ваш ребенок. Более того методы и инструменты могут разниться от одного эксперта к другому. Но вряд ли кто-то возразит, что есть что-то эффективнее приучения к порядку и дисциплине.

Родители должны понимать, что достичь полноценного развития можно только разумными мерами воспитания. Проступки ребёнка, безусловно, требуют внимания родителя, наказания должны быть своевременными и адекватными уровню совершённого деяния. Не лишайте ребёнка радостей жизни, просто откладывайте на некоторое время их встречу, сокращайте часы игр, если ребёнок только что нашкодил. Любое наказание можно применять лишь с учётом психологических особенностей ребёнка, после изучения его душевной организации.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо за статью. Воспитывая детей, родителям нужно обращать внимание и на свое поведение. Ведь малыши копируют взрослых

Добавить комментарий для Оксана Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here