Домой логопедия Как научить ребенка говорить: почему это бывает трудно?

Как научить ребенка говорить: почему это бывает трудно?

627
0

Никто не может предугадать, когда именно малыш произнесёт своё первое и такое долгожданное слово. На вопрос родителей «как научить ребенка говорить?», специалисты отвечают, что это сугубо индивидуальный процесс, который у всех детей проходит по-разному. На освоение новых слов ребенком оказывает влияние множество факторов. Но если он усердно молчит от 2-х до 5 лет, стоит обратить пристальное внимание на эту подозрительную задержку речи. Причины такого явления могут быть комплексными и довольно серьёзными. Давайте разберем самые типичные их них.

Задержка на этапе определения — называния

Называя ребенку предмет, описывайте его, рассказывайте о нем, как можно больше деталей
Называя ребенку предмет, описывайте его, рассказывайте о нем, как можно больше деталей

Есть взрослые, которые неустанно твердят ребёнку обозначения одних и тех же предметов и думают, будто остальные слова он сможет выучить самостоятельно. Однако никто не рассказывает ему сказок, не общается с ним и не проводит развивающих занятий. Как результат — вырастают дети, долгое время живущие с определённым набором существительных, которых, конечно, недостаточно для полноценной деятельности и взаимодействия с миром. Во власти малыша – просто называть предметы, но не описывать их действия и признаки.

В среде, которая сформировала у ребёнка такой тип речевой задержки, обычно для обозначения ситуации активно используются жесты, движения, возгласы вместо традиционного проговаривания разных частей речи.

Владение ограниченным списком слов раздражает ребёнка, он становится излишне капризным, нервным от того, что часто его просто не понимают, а сам он не может понять и выполнить примитивных действий на призывы «подойди сюда», «посмотри», «сядь». Таких детей перестаёт радовать общество, они закрываются и выбирают игры без потребности в партнёре.

Однако, занятия, в которых нужно называть предметы, нормализуют состояние ребёнка, он начинает лучше себя чувствовать и стремится к общению с людьми.

Рекомендации для исправления ситуации

  1. Наладить речевое развитие можно, уделив внимание нескольким аспектам деятельности ребенка. Для начала стоит максимально разнообразить процесс называния предметов: можно использовать дополнительные признаки и глаголы. Например, называя дом, расскажите или спросите, какого он цвета, и кто в нём живёт.
  2. Включите ребёнка в совместную деятельность, привлеките к активному диалогу во время осуществления каких-либо действий.
  3. Больше разговаривайте со своим малышом, используйте истории, сказки, различные записи – создайте ему среду, насыщенную речевым разнообразием.

Задержка на этапе установления эмоционального контакта со взрослым

Любовь без слов

Эмоциональная гармония между родителем и ребенком может стать причиной задержки речевого развития
Эмоциональная гармония между родителем и ребенком может стать причиной задержки речевого развития

Такие сложности возникают в случае, когда «всё и без слов понятно». Взаимная любовь родителя и ребёнка, которая выражается с помощью обмена ласковых касаний, доброжелательных жестов, теплых улыбок, становится причиной того, что речь просто не пользуется популярностью. Всё же и так ясно. А потом родители сталкиваются с тем, что малышу сложно высказаться даже относительно самых элементарных вещей.

Для начала необходимо сформировать платформу наиболее интенсивно используемых слов, основываясь на взаимодействии ребенка с предметным миром. Но не стоит на этом останавливаться, так как чрезмерное увлечение беспрерывным называнием вещей может обернуться проблемой, которая описана в предыдущем пункте. Сам объект словесного описания – игрушка, фрукт, посуда, что угодно – обязательно должен быть введён взрослым и рассматриваться в контексте взаимодействия с близким человеком.

Но и активное стремление к сотрудничеству с родителем у чрезмерно активного ребёнка не всегда может привести к желаемому результату, так как взрослые должны успеть выполнить целый список повседневных дел.

Я сам

Не стоит излишне радоваться самостоятельности ребенка. Такое поведение также может стать причиной проблем с речью
Не стоит излишне радоваться самостоятельности ребенка. Такое поведение также может стать причиной проблем с речью

Ребёнок, избавляющий родителей от хлопот, долго и мирно играющий в углу сам с собой – также недобрый знак. В подобных ситуациях оказывается, что речь ребёнка довольно скупа.

Но и такую ситуацию возможно исправить.

  1. Нужно сонастроиться на уровне эмоций – поглаживайте малыша по макушке, чаще обращайтесь к нему по имени, давайте положительную оценку его достижениям.
  2. Не забывайте о зрительном контакте. Ваш малыш должен чувствовать и понимать, что вы испытываете радость от его присутствия и слов,  и видеть, как искрятся добром ваши глаза.
  3. При использовании различных предметов и введении их названий в лексикон ребёнка, старайтесь «очеловечивать» их, придавайте им чувства и признаки, свойственные человеку. К примеру, покормите куклу, дайте ей имя, посадите пилота в самолётик и так далее.
  4. Оставьте из всего разнообразия игрушек только самые нужные и интересные. Сократите их до минимума.
  5. Полюбите игры в мяч. Позовите друзей и покажите, как бывает здорово играть с ним, какую радость вызывает это занятие. Уверены, ваш малыш не упустит возможности прочувствовать такое ликование.
  6. Развитию речи так же способствует совместный просмотр иллюстраций, красочных детских изданий. Не жалейте для малыша редких книг, которые непременно оставят спектр позитивных эмоций в сознании ребёнка, а если вы сопроводите опубликованные картинки диалогом с юным слушателем, то эффект будет ещё лучше.
  7. Познавайте мир с ребенком так, чтобы он научился понимать и чувствовать людей.

Важны и технические детали – не только то, что говорят родители, но и как они это делают.

Знакомые всем «детские» слова с коверканием слогов или звуков – результат имитации близких взрослых этой самой «детской» речи. Не следует разговаривать с ребенком на языке любящих его бабушек и нянечек. Исправляйте такие исковерканные слова, предлагая заменить их на правильные с внятным произношением. Иначе в дальнейшем у ребенка будут проблемы, к примеру, аграмматизм, который нанесёт громадный ущерб в школе.

Стремительное развитие речи

Как и задержка речевого развития, это довольно серьёзное нарушение. Сегодня очень типична ситуация, когда родители в попытках ответить на вопрос «как научить ребенка говорить» начинают «грузить» его совсем не детскими упражнениями и задачками. И при этом преждевременное освоение ребёнком навыка говорения, полноценное использование развёрнутых предложений, безупречная дикция, применение не свойственных малышу слов в год и несколько месяцев вызывают приступы родительского восхищения и гордости. Чудо, вундеркинд, маленький гений!

Но скоро наслаждение бесконечными разговорами с малышом оборачивается серьёзными нарушениями в организме ребёнка. Он может плохо и тревожно спать, испытывать необоснованный страх, испытывать усталость и потерять тонус.

Это связано с беспрерывным потоком информации, которого слишком много для неокрепшего детского мозга и нервной системы.

Развитая речь способствует тому, что в ускоренном темпе маленький малыш превращается во взрослого человека.

Очевидно, это утомляет ребёнка, мешает ему крепко и полноценно спать и справляться со шквалом информации, которая в огромных количествах проникает в его сознание.

Такие изменения могут вызвать переутомление и невроз. Чтобы предотвратить неприятные последствия

  • давайте ребёнку больше отдыха,
  • гуляйте с ним,
  • играйте в обычные доступные игры,
  • освобождайте от ненужных речевых впечатлений,
  • приучайте его к общению в кругу ровесников,
  • не грузите лишней информацией.

О том, когда ребенок должен заговорить, о формировании полноценной речи и что делать, если есть определенные проблемы, смотрите в видео:

 

Заключение

Чтобы обеспечить своего ребёнка максимально комфортными условиями для его развития, не стоит слепо следовать перечисленным советам.

В первую очередь прислушайтесь к нему, обратите внимание на его желания и интересы, откликайтесь на потребности малыша. И обязательно проконсультируйте со специалистом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here