Домой логопедия Нарушения в произношении у детей: когда идти к логопеду?

Нарушения в произношении у детей: когда идти к логопеду?

879
0

Есть родители, чьи дети самостоятельно постигают навыки безупречной устной речи. А есть мамы и папы, которые сталкиваются с нарушениями произношения у своих чад. Нередко взрослые сами пытаются решить проблему и добиться улучшений. Но своими действиями они могут навредить ребёнку и усугубить ситуацию. Избежать негативных последствий и оперативно решить проблему поможет соответствующий специалист – логопед.

Этапы становления речи у детей

Каждому возрасту ребенка соответсвует определенный набор речевых навыков

Насколько правильно развивается коммуникативный навык ребёнка, поможет понять представление о признаках речевого развития, свойственных детям различных возрастов.

3 – 4 года

В этом возрасте дети владеют словарным запасом в 800-1000 слов. Предложения всё ещё нераспространённые, могут быть ошибки в порядке слов и их согласовании.

Трехлетний ребенок уже подружился со многими звуками, но произносит их недостаточно четко. Например, необоснованно их смягчает или вовсе заменяет. Большинство ошибок связано с произношением звуков ш, ж, ч, щ и л, р.

4 – 5 лет

В 4 года во владении ребёнка уже около 1900-2000 словарных единиц. При этом он активно усваивает новые и отмечает закономерности в их образовании.

Предложения становятся разнообразными и развернутыми, их конструкция приводится в порядок. Практически все звуки произносятся четко, исчезают неточности в произношении шипящих и сонорных. При этом звуки л, р, в этом возрасте могут поддаваться не всем. Есть дети, которые допускают ошибки, характерные для предыдущего периода.

 5 – 6 лет

В 5-6 лет лексикон ребёнка насчитывает уже около 3000 слов. Ошибки допускаются только в новых и сложных словах, которые состоят из множества слогов.

Ребенок способен составлять как простые, так и распространенные предложения, использовать все части речи и правильно их согласовывать. Все звуки языка произносятся четко и ясно. Все еще встречаются дети с недостатками произношения, взаимозаменяются звуки р и л.

6 – 7 лет

Словарный запас первоклассника насчитывает примерно 3000-3500 слов. Он понимает основные принципы сочетания слов в предложениях, изредка допускает ошибки в их согласовании. В школьном возрасте дети произносят все звуки родной речи и грамотно их употребляют.

Приведённая выше система носит условный характер, так как во всех возрастных периодах встречается множество детей с отклонениями от нормы, и это допустимо.

Но сам процесс освоения звуков завершается к 4 годам, поэтому если вы замечаете серьёзные нарушения в произношении более, чем в 3 звуках, пора идти к специалисту. Именно тогда, а не в 7 лет, когда первоклассник не способен выговорить большую часть звуков, и надо быстро всё это исправить. Так вы нанесёте ему ещё больший ущерб. Задумайтесь о правильности речи ребёнка хотя бы за год до школы, чтобы было время полноценно и безболезненно устранить проблему.

О чем говорит французский прононс и излишняя изобретательность в слообразовании?

По мнению специалистов, в идеале нужно показаться логопеду в тот момент, как малыш начинает говорить и активно постигать речевой навык, даже если ему на тот момент всего два года. Часто бывает так, что, произнося какое-либо слово, ребенок взаимозаменяет звуки в нем. Например, говорит не «шапка», а «сапка». В этом случае родители могут подумать, что это следствие неумения выговаривать «ш», но может быть и так, что ребенок не слышит и, соответственно, не различает эти два звука – с и ш. Разобраться в такой ситуации поможет только специалист.

Специалисты рекомендуют обращаться к логопеду, как только ребенок начинает осваивать свои первые слова

Помимо взаимозамены звуков, есть еще несколько признаков, которые должны подсказать родителям, что у ребенка есть сложности с освоением речи.

  • Проглатывает слоги или добавляет лишние. Ситуация, когда ребенок коверкает слова, может быть вполне нормальной и в три, и в четыре года. Но в любом случае слово, произнесенное им, должно содержать правильный набор слогов.
  • Пропускает или добавляет гласные звуки. Дети могут небрежно обращаться с согласными звуками, но не с гласными, поскольку последние составляют основу и ритмику слова. И «потеря» гласных свидетельствует о том, что малыш не чувствует и не слышит ее.
  • Говорит вяло, как бы глотая, прожевывая слова (если ребенку больше 3,5 лет)
  • Говорит в нос. Если нет проблем с аденоидами, такой «прононс» может быть следствием того, что при говорении воздух идет через рот, а не через нос, как того, предполагает наша речь.

Опасность домашней диагностики

Пытаясь, научить ребенка правильно говорить, родители рискуют усугубить ситуацию

Самостоятельная диагностика и лечение могут привести к нежелательным последствиям. Самый распространённый среди родителей приём – заставить ребёнка, который не произносит тот или иной звук, подражать произношению взрослых. «Посмотри, как я это делаю и повтори». Мало, кто из родителей владеет профессиональной техникой постановки звуков. Ребёнок же, пытаясь угодить им, что-то из себя извлекает, но часто это неправильный, искажённый вариант звука.

Некоторые мамы и папы не учитывают, что коррекция речи занимает не день, и не два, и даже не неделю. Это долгие месяцы, а иногда и годы регулярного, системного и последовательного труда. Комплекс упражнений всегда индивидуален в зависимости от особенностей и способностей ребёнка, которые выявить может только специалист. Но родители выбирают иной путь – они нагружают детей целым набором упражнений (иногда совсем бесполезных), и хотят уже через неделю услышать безупречное произношение.

Речь поддаётся коррекции только до младших классов школы, потом избавиться от вредных речевых привычек будет в разы тяжелее.

Поэтому не тяните до школы, чтобы экстренно не выдёргивать ребёнка из зоны комфорта.

Но и в дошкольном возрасте устранение речевых дефектов занимает много времени, требует сил, терпения и смекалки.

Заботливые родители должны не только вовремя обратиться к специалисту, но и активно взаимодействовать с ним, следовать рекомендациям, обсуждать методики и сообщать логопеду об особенностях ребёнка.

Заключение

Стоит помнить, что коррекция речи не ограничивается лишь работой в логопедическом кабинете. Комплекс занятий, составленный специалистом, нужно выполнять и дома. Задача родителя – помочь и логопеду, и своему ребёнку, превратив время занятий в увлекательный процесс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here