Домой логопедия Коррекция речи детей в домашних условиях

Коррекция речи детей в домашних условиях

2494
0

Работа по коррекции речи детей включает в себя не только занятия в кабинете у логопеда, но и дома, с родителями. Интенсивность занятий в домашних условиях должна зависеть от уровня серьёзности нарушений. Чем они заметнее, тем чаще необходимо практиковаться дома. При этом следует помнить, что коррекция речи – это трудоёмкий процесс, который занимает много времени и отнимает немало сил у ребёнка.

Условия эффективности занятий с детьми с нарушениями речи

Занятия "из под палки" не помогут. Правильный настрой, регулярность и интересный формат - залог успеха
Занятия «из под палки» не помогут. Правильный настрой, регулярность и интересный формат — залог успеха

Дети с нарушениями речи утомляются быстрее своих ровесников, поэтому систему занятий в школе, у логопеда и дома необходимо выстроить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и приближался к результату уверенными шагами. Для этого важно создать благоприятные условия для успешного развития детей:

  • Правильный настрой;
  • Регулярность занятий;
  • Формат занятий.

Правильный настрой

Как бы очевидно и банально не звучало, но наибольшего эффекта достигают дети, которые воспринимают логопедические занятия не как наказание и пытку, а как увлекательный и интересный процесс. Проследите, чтобы ребёнок приступал к заданиям в хорошем настроении, и уж точно не «из-под палки», иначе все занятия (а их, как правило, много) будут вызывать только негативную реакцию и отторжение.

Регулярность занятий

Эффективному устранению дефектов речи будет способствовать не только положительный настрой, но и регулярность занятий. Именно в них – залог успешной работы, которая приводит к желаемому результату. Ребёнок сам должен понимать, что логопедическая практика ему необходима, и с установленной частотой заниматься с родителями и специалистами. Помните, что принуждение и насилие могут только усугубить ситуацию.

Формат занятий

Чтобы вызвать у ребёнка положительную реакцию, организуйте занятия так, чтобы они отличались от стандартных уроков в школе. Некоторые упражнения можно выполнять в игровой форме, во время прогулки, на диване или даже на ковре (конечно, не в случае письма). Создайте наиболее комфортные условия, как физические, так и эмоциональные, чтобы ребёнок чувствовал себя удобно и мог сконцентрироваться на заданиях.

С примерами развивающих игр можно ознакомиться, посмотрев видео ниже.

Методы работы в домашних условиях

Помимо создания условий для результативной работы важно помнить и о методах домашнего обучения, которые будет полезно знать родителям, желающим помочь своим детям преодолеть дефекты речи.

Разнообразные и не продолжительные занятия

Не следует перегружать ребенка в ходе занятий
Не следует перегружать ребенка в ходе занятий

Помните, что утомить ребёнка можно очень легко. Чтобы избежать излишней и быстрой усталости, попробуйте дробить задания, менять их формат, тематику, выполнять упражнения в несколько подходов, а не заставлять ребёнка доделывать упражнение, если он устал.

Полезно чередовать задания, которые задействуют разные органы и способности ребёнка. Например, упражнения по коррекции произношения звуков можно «разбавить» игрой на внимание, реакцию, память, обогащение словарного запаса. Не секрет, что у детей с нарушенным развитием речи, страдают и некоторые психические функции. 

Использование наглядного материала

Дети лучше воспринимают и усваивают информацию, когда есть, что потрогать и на что посмотреть. Поэтому активно используйте наглядный материал: иллюстрации, аудио, видео, реквизит. Картинки должны быть яркими, а предметы – с ярко выраженными тактильными свойствами, чтобы можно было по максимуму задействовать моторику ребёнка.

Наглядные материалы помогают быстрее освоить предмет занятий
Наглядные материалы помогают быстрее освоить предмет занятий

Повторение пройденного материала

Повторение, как известно, штука крайне полезная, особенно в случае коррекции речи.

Пройденные звуки не должны оставаться в разряде забытых, их стоит повторять часто и правильно, чтобы довести результат до автоматизма.

Если ребёнок допускает ошибки, работайте над ними и исправляйте ситуацию, призывая чадо к правильному произношению.

Использование похвалы 

Чтобы ребёнок чувствовал личную заинтересованность в процессе, используйте традиционные методы мотивации – похвалу и поощрение. Важно, чтобы родители оценивали не только положительный результат работы, но и старания ребёнка, его усердность и работоспособность.  В этом не только «корыстная» цель малыша – работать «за конфетку», но и вполне естественная потребность ребёнка в участии, понимании и любви.

Только не перестарайтесь в проявлении своих родительских чувств, не перехвалите, но и не будьте излишне строги – найдите тот самый баланс и следуйте сформированному рецепту эмоционального взаимопонимания.

 В сотрудничестве с логопедом

Не все родители до конца понимают, какие функции выполняет логопед. Его роль заключается в том, чтобы составить подходящую для ребёнка систему коррекционно-развивающих логопедических занятий и проинформировать родителя о причинах и последствиях дефекта, факторах, которые влияют на его развитие и методах, с помощью которых его можно устранить. Рекомендации по коррекции речи ребенка можно получить в групповом и индивидуальном формате.

Групповая консультация

Взаимодействие с логопедом можно наладить в традиционном формате «Групповая консультация». Часто в группе родители лучше ориентируются в потоке информации и чётче формулируют свои вопросы и описывают проблемы.

Обмениваясь информацией с участниками «родительского собрания», мамы и папы приобретают новый опыт, проецируют его на свою ситуацию, при этом получают компетентную консультацию специалиста. На подобных собраниях также проходят показы тематических презентаций, которые освещают наиболее общие вопросы, интересные всем.

Индивидуальный подход

Противоположный формат исключает присутствие посторонних и подразумевает индивидуальный подход логопеда к родителям. Таким образом, в более комфортных и конфиденциальных условиях они могут получить всю необходимую информацию и рекомендации по работе о своими детьми.

Заключение

В современных условиях родители не всегда могут уделить время посещению групповых консультаций или другим формам взаимодействия с логопедом. В этом случае прибегните к другой стороне века информации – интернету, социальным сетям, мессенджерам, сайтам и форумам. Только избегайте сайтов с сомнительным содержанием, проконсультируйтесь один раз со специалистом по поводу того, какими ресурсами можно пользоваться, держите связь с «фронтовыми товарищами» и оставайтесь в курсе событий.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here