Домой логопедия Нарушения речи у детей: рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям

Нарушения речи у детей: рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям

700
0

Логопедические нарушения можно отличить по неразвитой моторике, неточной координации движений, неуверенному и медленному реагированию, в том числе на необходимость переключиться. Доказано, что формирование речи напрямую связано с уровнем развитости подвижности пальцев рук. Если они двигаются быстро и эффективно в соответствии с возрастом, то и речь не вызывает подозрений. Если же моторика рук в порядке, а тонких движений пальцы выполнить не могут, то нарушения речи будут неизбежны с высокой долей вероятности.

Согласно теории М.М. Кольцовой, деятельность пальцев рук контролируется центральной нервной системой, которая в то же время способствует развитию речи. Из этого следует, что регулярная тренировка определённых областей головного мозга с помощью развития мелкой моторики благоприятно отразится на произношении, формулировании предложений и других признаках правильного говорения.

Взрослые могут самостоятельно способствовать развитию ребёнка, обеспечив его необходимыми играми, упражнениями и атрибутами.

Игры для логопедической группы и дома

Игры являются не только приятным способом времяпрепровождения, но и самым эффективным инструментом детского развития
Игры являются не только приятным способом времяпрепровождения, но и самым эффективным инструментом детского развития

Игра способна не только развлечь ребёнка, но и дать ему возможность немного потренировать свой мозг. Поэтому она должна быть максимально эффективной, оснащённой массой инструментов, игрушек, верёвочек, мелких деталей, с которыми можно активно и интересно позаниматься. Но можно не ограничиваться традиционными конструкторами и мозаиками. Выбор атрибутов, развивающих моторику, огромен. Старайтесь совмещать формирование двигательных навыков с восприятием цвета, звука и ритма. Можно использовать:

  • мячи из разного материала и с разным наполнителем. Использование мячей в играх позволяет развивать не только моторику, но и ловкость, ориентацию в пространстве и владение своим телом вообще.
  • разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Они дадут представление о звуке и цвете.
  • веревочки, с помощью которых можно тренировать навыки завязывания и развязывания узелков.
  • эспандеры для кистей рук тренируют мышечную силу.
  • бельевые прищепки помогут развить двигательную координацию.
  • расчёски, коврики с длинным ворсом используйте для массирования ладошек.
  • компьютерная клавиатура, старый кнопочный мобильник помогут в развитии быстрой моторики.
  • раскраски прекрасный инструмент для штриховки и раскрашивания с лексическими значениями.
  • игрушки по типу копилок для монеток тренируют точность тонких движений.
  • сосуды с бобовыми и прочими мелкими гранулообразными деталями также подходит для массажа ладоней.

Заниматься с подобными материалами можно как в группе, так и дома, однако специалист во время занятий совмещает речевую практику детей с движениями, что делает занятия еще более эффективными.

Еще несколько вариантов развития мелкой моторики в игровом формате — в видео ниже.

Сочетаем двигательные и речевые упражнения

Двигательная активность - непременное условие развития речи у ребенка
Двигательная активность — непременное условие развития речи у ребенка

Как выяснилось, навык говорения ребёнка зависит от того, насколько интенсивно он двигается. Но и двигательная активность не может быть полноценной без участия речи.

Перечисленные выше атрибуты для игр намного эффективнее сочетать с произношением стихов. Они, по мнению специалистов, позволяют ребёнку войти в ритм, совершать движения органично, при этом чётко проговаривая слова. Такой метод оречевления деятельности помогает исправить отклонения в слоговом восприятии и воспроизведении слов.

Ритмичность стихотворения позволяет развить координацию и моторику движений, а проговаривание четверостиший способствует формированию речеслуховой памяти ребёнка.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология помогает не только поставить правильную речь, но и преодолеть сложности в обучении и адаптации к новой среде, например, к школе.

"Ладушки" - одна из самых распространенных кинезиологиечксих игр
Игра «Ладушки» — одно из самых распространенных кинезиологических упражнений

Устранение этих нарушений (в последнее время очень распространённых) требует психокоррекционной работы со специалистом-кинезиологом. Он формирует комплекс двигательных упражнений для развития умственных способностей и психологических навыков. Такая работа основана на создании новых нейронных сетей и более активного взаимодействия полушарий головного мозга.
Наиболее распространённые упражнения такого типа выглядят так:

  1. Сжимание и разжимание кулака
  2. Игра «Ладушки»
  3. Смыкание каждого пальца руки с большим пальцем по    очереди

В сочетании с текстом физические упражнения увлекают детей ещё больше, принося им неоценимую пользу.

К примеру, в игре «Пальчики играют» ребёнок может использовать свои пальцы в роли сказочных персонажей, задействовав их в сценарии, который произносит логопед. Такое упражнение развивает тонкие дифференцированные движения пальцев ребёнка. Можно усложнить задание и придать ему другой эффект – кинестетический. Малыш может и рассказывать историю, и показывать её своими пальчиками-персонажами.

Подобных упражнений – с нанизыванием вещей на верёвку одновременно с проговариванием определённых слов, с рассказыванием сказок с их иллюстрацией в движении – очень много. Стоит только заинтересовать своего ребёнка и превратить процесс лечения в увлекательную игру, где победитель получает главное – здоровье.

Заключение

Как видите, для гармоничного развития ребенка категорически противопоказано циклиться на одной явной проблеме, в нашем случае на нарушениях речи. И для того, чтобы запустить механизм их коррекции мало одной артикуляционной гимнастики и упорного проговаривания скороговорок. Ребенок должен быть активным, подвижным. Он должен заниматься постоянным развитием мелкой моторики, памяти, воображения. Только тогда работа над недостатками речи будет эффективной. И не устанем повторять: прежде чем заниматься самостоятельной диагностикой и назначением лечения — обратитесь за консультацией к специалисту.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here