Домой логопедия Отцы и дети: влияние поведения родителей на речевое развитие ребенка

Отцы и дети: влияние поведения родителей на речевое развитие ребенка

902
0

Для многих родителей является полной неожиданностью «внезапно» возникший у их малыша речевой дефект. Как правило, такие сюрпризы проявляются во время обследования речевого развития ребенка у логопеда перед первым классом. На этом этапе имеющиеся нарушения находятся уже на довольно серьёзной стадии, так как в раннем возрасте, когда отклонения ещё поддавались корректировке, никто не обратил на них внимания.

Этапы развития детской речи

Родителям полезно знать основные вехи становления детской речи. В нашей статье мы приведем модель советского психолингвиста, педагога Алексея Леонтьева, выделившего три ключевых этапа речевого развития по возрастам, через которые проходит ребенок.

Доктор филологических наук, доктор психологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев, занимался проблемами педагогики и педагогической психологии
Доктор филологических наук, доктор психологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев, занимался проблемами педагогики и педагогической психологии

Первый этап — подготовительный

Длится первые двенадцать месяцев жизни новорождённого и делится на несколько периодов:

  • Крик — это не просто инструмент коммуникации малыша с окружающим его миром, он также служит сигналом для родителей, что ребенок чувствует дискомфорт, а также тренирует дыхательную функцию, свой голос и артикуляцию;
  • Гуление свидетельствует о том, что малыш пытается воспроизвести звуки, которые он слышит. Как правило, этот период длится до полугода;
  • Лепет – стадия, предшествующая формированию полноценной речи. Здесь ребенок способен произносить определенный набор слогов, которые чаще всего связаны с конкретными людьми («ба», «па» и т.д.).

    Второй этап — преддошкольный

Длится ориентировочно с двенадцати месяцев до трехлетнего возраста. На данном этапе развития речевой деятельности ребенок начинает произносить свои первые слова. Как правило, они обобщенного свойства, то есть одним словом могут обозначаться просьбы, предметы, желания.

К полутора годам он произносит слова целиком, а не урезает их, как прежде. Словарный запас постоянно пополняется, и, как следствие, ребенок начинает говорить небольшими предложениями, хотя и без предлогов.

Спустя еще полтора года он начинает задавать вопросы, учится употреблять предлоги, а также согласовывать произносимые слова.

Третий этап — дошкольный

Длится до семи лет. Здесь ребенок по-прежнему уверенно увеличивает свой словарь. До четырехлетнего возраста он оперирует односложными предложениями, в пять лет начинает использовать сложносочиненные и сложноподчиненные. В завершении данного этапа ребенок уже верно произносит звуки, довольно корректно строит речь и владеет широким кругозором.

Даже довольно обобщенные знания об особенностях становления коммуникативного навыка у детей помогут родителям не пропустить тревожный сигнал и в нужный момент принять все необходимые меры.

Более подробно о том, какие речевые проявления характерны для периодов развития детской речи, особенно в период до года, смотрите в этом видео.

Факторы, провоцирующие задержку развития речи у детей

Некоторые речевые отклонения обусловлены патологическими факторами, врожденными или приобретенными. Здесь мы разберём те негативные условия, которые должны быть устранены или предотвращены родителями, чтобы их ребёнок не испытывал трудностей в речи и адаптации к миру.

Отсутствие речевой среды

В первую очередь, стоит отметить огромное влияние речевой среды на развитие малыша. Родители, которые считают, что необязательно уделять ребёнку много времени, общаться с ним и совместно выполнять те или иные задачи, глубоко ошибаются. Детская речь сейчас особенно восприимчива к новшествам и изменениям, она готова обогащаться и развиваться. А родители, порой слишком замкнутые или, что бывает чаще, слишком занятые, с большим удовольствием подсунут малышу мультфильмы или планшет с играми, чем сами начнут контактировать с ребёнком. Подобное равнодушие может привести к тому, что особенности развития малыша останутся незамеченными и превратятся в серьёзные проблемы.

Никакие мультфильмы и электронные развивающие игры не заменят живого общения
Никакие мультфильмы и электронные развивающие игры не заменят живого общения

«Сюсюканье»

Другой стороной медали является такой распространенный метод общения с детьми, как «сюсюканье». Нежные чувства, которые вызывает у родителей ребенок-ангелок, провоцирует поток искаженного, неграмотного произношения. Такое общение оказывает исключительно пагубное влияние на формирование детской речи.

Игнорирование «тревожных звоночков»

Даже если родители замечают необычные явления в речи ребёнка, нечеткое произношение, иногда они просто ограничиваются реакцией «само пройдет» и списывают все на возрастные особенности. Подобное поведение взрослых тормозит развитие малыша, а иногда наносит очевидный и серьезный урон его речи. Случается, что возможную патологию можно было бы быстро исправить на ранней стадии, но этого не происходит, так как ее не восприняли как повод встревожиться.

Нежелание родителей исправлять собственные речевые дефекты

Взрослые тоже бывают жертвами речевых дефектов, которые остались с ними с детства навсегда. Возможно, их родители в свое время не стали обращаться к логопеду, смирились и нарекли речевое отклонение генетической особенностью, которая передается по наследству. Стоит ли из-за этой наивной ошибки обрекать собственного ребенка на подобное будущее – вряд ли.

Неразборчивая речь взрослого

Даже если родители или другие близкие родственники не обладают речевыми нарушениями, но разговаривают быстро и невнятно, их ребёнок становится жертвой такого неблагоприятного воздействия. В младшем возрасте у него лучше всего выходит подражать взрослым, и если пример речи не отличается грамотностью, ясностью и чистотой, то и результат будет соответствующий. Другим фактором этого вредоносного окружения служит трудность в восприятии слого-звуковой структуры. За неряшливым произношением теряются целые части слов, съедаются окончания, пропадают звуки.

Дети во всем берут пример со взрослых, поэтому родителям следует внимательнее следить за своей речью
Дети во всем берут пример со взрослых, поэтому родителям следует внимательнее следить за своей речью

Ребёнку невозможно воспроизвести изначальную форму слова, если пример из уст взрослого отличается максимальной неточностью.

Правила поведения родителей в присутствии ребенка с нарушениями речи

В этой части статьи мы перейдем от негативных поведенческих факторов в родительском воспитании к небольшому, но полезному списку правил, который поможет родителям сформировать вокруг ребёнка благоприятное речевое пространство.

  • Как бы банально не звучало, но старайтесь говорить правильно. Следите за грамотностью и разнообразием своей речи, за четкостью дикции и адекватностью сказанного.
  • Сопровождайте свои действия проговариванием того, что делаете. Называйте явления и предметы, которые вы видите и используете.
  • Провоцируйте ребенка высказать свое желание словесно в наиболее полной форме (в зависимости от возраста).
  • Обращайте внимание на ошибки малыша и произносите вместе с ним правильный вариант как можно чаще.
  • Привлекайте ребенка к играм, в которых требуется речевая активность.
  • Поддерживайте благоприятную атмосферу в семье, которая располагает к общению.
  • При замеченных отклонениях незамедлительно обращайтесь к специалисту.
Если хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично, больше коммуницируйте с ним
Если хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично, больше коммуницируйте с ним

Как видите, правила довольно просты и под силу каждому взрослому человеку. Достаточно чуть вдумчивее подойти к воспитанию своего малыша и, в случае необходимости, пересмотреть свое поведение для создания благоприятных условий его развития.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here