Домой логопедия Развитие речи у детей 2-3 лет: рекомендации логопеда для занятий дома

Развитие речи у детей 2-3 лет: рекомендации логопеда для занятий дома

325
0

С появлением в доме малыша привычный уклад жизни для всех членов семьи меняется. В первую очередь, трансформируется жилое пространство: появляется много детской мебели, всевозможные игрушки. Любые потенциально опасные для ребенка предметы прячутся подальше, а острые углы маскируются защитными накладками. Но это далеко не все, что требуется от новоиспеченных родителей. Наряду с приобретением навыков по уходу за малышом мамам и папам нужно пересмотреть свое речевое поведение. Выработать стиль общения с ребенком и позаботиться о формировании его речевой повседневности так же важно, как научиться его кормить, купать, пеленать. От этого во многом зависит, насколько органично будет протекать развитие речи у детей.

Развитие речи: базовые правила общения с ребенком до трех лет

Начнем с ключевых правил, которые помогут найти ответы на главные родительские вопросы: «Как помочь ребенку заговорить?», «Как я должен говорить, чтобы он меня понял?», «О чем с ним говорить?» и т.п.

Мотивируем на общение

Ребенка нужно замотивировать на речевое развитие. Если просто выпрашивать: «Скажи папа», то ничего не выйдет, ему это не очень интересно – поскольку нет мотива. Делать это нужно в формате игры, важно, чтобы она была ему интересна.

игры для детей
Совместные игры — эффективный формат освоения новых знаний и навыков для детей

Например, папа прячется, а малыш вместе с мамой его ищут. При этом мама может громко призывать папу: «Папа, ты где?». Тогда ребенок охотнее скажет это слово. Ещё папа может кричать «ку-ку», в этом случае его можно будет искать на слух. Согласитесь, так гораздо интереснее, чем просто повторять слова.

Поощряем речевые проявления ребенка

Поощряйте своего малыша за любые речевые проявления. Пусть этот будет неполное слово, его частичка или даже звукоподражание. Если, увидев на картинке собаку, он произнесет «ка» или «ав», похвалите его, не поправляйте на первых порах.

Интересуемся сказанным

Проявляйте интерес к речи ребенка, даже если она еще не очень понятна. Попробуйте повторить то, что он сказал. Пусть это будет бессвязный набор звуков. А если не сможете повторить, улыбнитесь и спросите: «Правда?». Не забудьте изобразить удивление.

Исключаем из речи слова «скажи» и «повтори»

Постарайтесь не использовать эти два слова, в первую очередь, в ситуации, когда приходят гости. Ребенку физически сложно произнести что-либо, он чувствует неуверенность в себе. А вы просите сделать это на публике. Тогда малыш просто замыкается, а желание к речевым реакциям пропадает полностью. Эти слова следует заменить вопросами «Что это?», «Кто это?». При этом сначала можно ответить самим. Затем задать вопрос и выдержать паузу. Дайте время ребенку, чтобы он произнёс все сам.

Говорим четко, громко и в размеренном темпе

Таким образом вы создаете для малыша возможность для понимания вашей речи. Когда взрослый «тараторит», не выделяет интонационно значимые по смыслу слова, ребёнку сложно воспринять сказанное. Для него все это – просто фоновый шум. В ситуации, когда кто-то из родителей или близких говорит недостаточно громко, ребенку приходится напрягать слух и прислушиваться. Он может не расслышать все слово целиком, а, значит, вряд ли сможет правильно его воспроизвести и понять.  

Говорим просто

Не стоит перегружать ребенка сложной лексикой. К примеру, такие слова, как «мотоциклист», «полицейский», «экскаватор», он вряд ли сможет выговорить, пусть даже в очень интересной игре.

Говорим правильно

Для ребёнка речь близких – это образец. Помните об этом, когда вам захочется в очередной раз «посюсюкать» с малышом. Не коверкайте свою речь.

Произносим слова с удовольствием

Будьте эмоциональны в беседе. Выделяйте слова, растягивайте их. Тогда малыш будет прислушиваться и проявлять любопытство к тому, что вы говорите.

Обсуждаем то, что окружает нас

Говорим о том, что мы видим прямо сейчас, в данный конкретный момент. Нет смысла вспоминать о собаке, которую вы видели вчера во дворе. Лучше поговорите о том, во что вы играете с малышом в данную минуту, обсудите, что он сейчас будет есть на обед и т.д.

Озвучиваем действия

Например: «Папа спит: тш-ш-ш!», «Киса пьёт молоко!», «Ваня ест кашу! Ам-ам! Как вкусно!». Если малыш показал на машину, скажите: «Машина! Машина едет: би-би!».

Но все же не переусердствуйте! Не нужно говорить без остановки. Тяжело воспринимать речь, если слышишь ее постоянно. Вспомните подругу, которая, не умолкая, болтает. А теперь представьте, что она находится с вами каждый день с утра до вечера. Через какое-то время вы точно перестанете ее воспринимать.

Соблюдая эти простые базовые правила, вы сможете побудить ребенка к общению, научите его слышать и воспринимать речь близких людей. Возможно, сначала будет сложно перестроиться, но со временем разговаривать с малышом «по правилам» войдёт в привычку.

Ранняя профилактика речевых нарушений в домашних условиях

Вашему ребенку уже исполнилось 2 года. Вы замечаете, что его речь значительно «задерживается». Нужно обязательно записаться на консультацию к логопеду. О том, почему важно показаться специалисту в этом возрасте, можно почитать в статье «Речь ребенка в 3 года: почему идти к логопеду не рано».

Но бывают ситуации, когда родителям сложно найти специалиста, который был бы готов заниматься с таким малышом. И тогда поиск может затянуться. Или же им посоветовали обратиться к конкретному профессионалу, но попасть к нему можно только через полгода. В этом случае, чтобы не потерять драгоценное время, необходимо заниматься самостоятельно.

Забегая вперед, отметим!

Эти занятия не отменяют занятий с логопедом.

Он поможет выяснить истинную причину речевой задержки и составит программу по профилактике ее нежелательных последствий.

Но если все же возникла ситуация, что к логопеду попасть сейчас нет никакой возможности, начинаем заниматься дома сами. Все занятия должны проходить в эмоционально-благоприятной обстановке и в игровом формате. Если вы видите, что малыш отвлекается, отталкивает игрушку, которую вы предлагаете, немного отступите и попробуйте предложить игру в другой момент. Помните, что в начале занятий внимание вашего ребёнка будет удерживаться не более 5 минут. Постепенно это время будет увеличиваться. Главное, чтобы ему было интересно!

Развитие понимания речи

Наша речь не состоит только из говорения, важную ее часть составляет понимание. Очень часто от близких ребёнка, речь которого «задерживается», можно услышать фразу «он всё-всё понимает, но не говорит». Это утверждение в большинстве случаев ошибочно.

Уже в ходе обследования становится очевидно, что ребёнок понимает контекст происходящего частично. Он может понимать и указывать на предмет или игрушку, если его просят об этом. А может понимать ситуацию, но не конкретно предметы в ней.

Обстоятельства, в которых малыш находится ежедневно или часто, ему хорошо знакомы. Он знает, чего от них ожидать, и проявляет определенную реакцию: положительную или отрицательную. Например, родители достают вазочку, в которой обычно лежат любимые лакомства, и малыш радуется, понимая, что сейчас получит угощение, даже если ничего конкретно ещё не видел.

Или взрослые открывают ящик, в котором лежит планшет. Ребенок хлопает в ладоши, потому что знает, что сейчас ему включат мультфильм или песенки.

Точно так же следует реакция, если родители достают аптечку. Ребенок начинает хныкать, хотя еще не знает точно, будут ли измерять ему температуру или дадут лекарство. Но он понимает, что сейчас будет что-то неприятное.

Ребёнок может не знать и путать значения многих слов, даже тех, с которыми сталкивается ежедневно. Ему сложно показать или взять предмет из того множества, которое называет взрослый. Так, например, если попросить ребёнка показать стакан, он может выбрать чашку. Если предложить ему положить игрушку на стул, он положит ее на стол.

Таким образом,

каждый родитель должен понимать, что развитие речи ребенка необходимо начинать с развития понимания.

В первую очередь, учим его понимать слово в определённой ситуации. Начинаем с существительных, затем добавляем глаголы. Сначала ребёнку предмет показываем и называем. Затем знакомим малыша с его назначением, демонстрируем, для чего он нужен. После этого в формате игры предмет много раз называем. «Смотри, какая красивая кукла! Спряталась кукла! Где кукла? Нет куклы! Давай найдём куклу! Вот кукла! Возьми куклу, покачай куклу!».

Затем можно предложить малышу найти нужный предмет из двух. Например, положить мячик и куклу и попросить ребёнка подать последнюю. Дальше усложняем, берём уже не два предмета, а больше. Например: куклу, мяч, погремушку, пирамидку, мишку. И на финале показываем аналогичные предметы, которые немного отличаются по форме, текстуре и цвету, а также их изображения. Например, можно показать большую куклу, барби, тряпичную куклу и картинку с ней.

ребенок учится говорить
Не забываем упоминать изучаемый предмет в играх, песенках и в быту

Все эти этапы должны проходить последовательно.

Да, при этом процесс может растянуться на несколько дней. Но крайне важно, чтобы каждый этап ребенком был усвоен, только тогда можно перейти к следующему.

Аналогично происходит работа над пониманием глаголов.

Не нужно, чтобы ребёнок сидел за столом во время этих игр. Если вы видите, что малыш занят с машинкой, сядьте рядом с ним и ненавязчиво предложите позаниматься.

Необязательно постоянно использовать подобного рода игры. Развивать понимание речи можно и в бытовых ситуациях: пока одеваете малыша на прогулку, пока едите кашу или суп, во время купания. При этом проговаривайте малышу, что он сейчас ест, надевает, что видит на улице.

Главное, помните,

рассказываем ребёнку только о том, что происходит прямо сейчас, что он видит прямо сейчас!

После успешного прохождения этапа развития понимания речи, можно переходить к развитию активной речи малыша.

Развитие активной речи

На данном этапе логопеды советуют озвучивать, проговаривать взрослым все действия малыша, все ситуации, с которыми он сталкивается. Главное, не перестараться. Говорим лаконично и ненавязчиво, фразы должны быть простыми и понятными малышу. От родителей не требуются какие-то особенные дорогие игрушки. Главная задача – наполнить быт ребенка речью. И делать это можно абсолютно в любых ситуациях. Однако есть одно условие – это хорошее расположение духа ребенка.

Например, вы вместе с малышом собираете игрушки. Попробуйте делать это, не торопясь и проговаривая их названия. «Сейчас мы с тобой соберём все-все игрушки. Давай соберём машинки в коробку. Где машинки? Неси скорее машинку! А ещё есть машинки? Где? Давай найдём машинку! Молодец! Теперь давай усадим всех зверят на полку. Вот мишка. Мишка сидит на полке. Давай посадим кису, киса сидит на полке! Молодец! А теперь соберём мячики в корзину! Где мячики? Я нашла мячик! Где ещё мячики? Вот они! Молодец! Смотри, что это? Это самолёт! Самолёт летит на полку: у-у-у! Как гудит самолёт? У-у-у! Прилетел самолёт! Мы с тобой все игрушки собрали? Да! Ура! Все-все игрушки собрали! Какая чистота теперь!».

Так же можно описывать все действия во время купания, кормления, сборов на прогулку и т.д.

Дети, которые еще не говорят, чаще всего взаимодействуют со взрослыми с помощью жестов. И близкие их, конечно, понимают. Первое, с чего стоит начать, – перестать предугадывать желания малыша. Например, ребенок указывает пальцем на игрушку, которую ему не достать. Вам необходимо выполнять просьбу малыша не сразу, сперва задайте ему побуждающие к речи вопросы: «Что ты хочешь? Тебе дать куклу? Скажи: «Дай куклу». Вот кукла». Конечно, ребёнок не ответит вам в первый раз и даже во второй. Выдержите паузу и дайте ответ сами. Важно оставлять время для ответа малыша, иначе это будет просто монолог, и ребенок не будет воспринимать его.

Ещё один способ активизации речи – дать возможность ребёнку сделать выбор. Если он тянет ручку к конфете, необходимо снова задать ему вопрос и предложить выбор: «Что ты хочешь? Ты хочешь конфету или суп?», «Что ты хочешь? Ты хочешь куклу или машинку?» и так далее.

Первые реакции малыша возможно будут негативными, ведь он всегда показывал пальчиком на то, что хотел, и получал это. А теперь ему необходимо приложить усилия. Важно быть готовым к таким реакциям и не злиться в ответ. Спустя несколько попыток малыш поймёт, что просто «показать пальчиком» уже не работает. Очень важно похвалить его, даже если голосовая реакция будет очень простой. Порадуйтесь вместе с ребёнком, улыбнитесь, подайте ему то, что он просил.

Взрослый может немного схитрить и намеренно сделать ошибку. Но делать это допустимо, если вы точно уверены, что малыш знает правильный ответ. Если вы сделате ошибку, малыш обязательно захочет ее исправить. Например, взрослый показывает на кошку и спрашивает: «Кто это? Это собачка? Нет? Правильно, это кошка! Молодец!». Или можно показать на корову (игрушку или изображение) и спросить: «Как говорит корова? Гав-гав! Нет? А как говорит корова? Правильно! Корова говорит: Му-у-у!».

Ребенок учится говорить
Если малыш будет слышать эмоциональную речь, он обязательно будет прислушиваться и стараться повторить

Следующий очень важный этап в развитии речи – это подражание.

Развитие подражания речи

Подражание – естественный период в речевом развитии детей. Изначально они стараются подражать речи взрослых, не связывая слова с их значением. То есть малыши просто повторяют набор звуков, которые слышат. Осмысленно подражать взрослым они начинают, когда слышат речь непосредственно в игре, в повседневной жизни, когда слово наглядно связывается с предметом. И чтобы запустить этот процесс, необходимо вызвать интерес к речи.

Ребёнку необходима наглядность, которая максимально достигается в игровом формате. Именно в игре у него появляется мотив повторять слова и наполнять их смыслом. При этом речь взрослого должна быть правильной, не нужно «сюсюкать». Произнося слова, артикулируйте четко, обращайте внимание ребёнка на свои губы. Разговаривать необходимо эмоционально, интонируя. Слова и фразы надо повторять многократно. Даже если вам кажется, что вы повторили одно слово очень много раз, повторите ещё. Произносите слова с удовольствием, громко и чётко.

На данном этапе не нужно поправлять или ругать малыша, если он повторил за вами неправильно, переставил звуки в слове или сказал это слово не полностью. Сейчас важно поощрять любые его речевые проявления. Пока рано требовать от ребёнка правильного произношения. Главная задача – вызвать подражание, повторение слов малышом.

Развивать речевое подражание необходимо постепенно. И не предлагайте ребенку сразу же повторить сложные слова. Ему физически это сложно. Начинать необходимо со звуков: «У-у-у – гудит самолёт!», «А-а-а – плачет кукла!», «И-и-и – поёт птичка!» и так далее.

К следующему этапу можно переходить только в том случае, если у ребенка получается активное повторение и звуковое изображение того, что предлагают ему родители и близкие.

Далее уровень сложности следует повышать. Переходите к простым словам и звукоподражанию голосам животных, звучанию предметов и действий. Это упрощённые слова, которые может выговорить малыш. К ним относятся звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «му», «ку-ку», «ме», «ду-ду», «динь-динь», «бум», «бах», «ам-ам», «би-би» и многие другие.

Ребенок учится говорить
Дети всегда с удовольствием подражают животным, особенно любимым домашним питомцам

Как только ребенок научился повторять и произносить самостоятельно звукоподражания и простые слова, можно переходить к словам, состоящим из одного или двух открытых слогов: мама, папа, баба, деда, киса, котя, вода, да, на, не, утя, Катя, Аня, Митя, Ваня. Есть слова, которые также состоят из двух слогов, но малышу их будет сложно повторить. Например, петух, белка, кошка, мышка, зайка и другие. У них более сложная структура (как вы заметили, в них есть закрытый слог). Эти слова на данном этапе не нужно предлагать для повторения.

После того, как малыш усвоит произнесение слов, состоящих из двух слогов, начинаем осваивать слова из трёх открытых слогов: машина, собака, корова, колесо, ягода и т.д.

Отметим, что ребенку на данном этапе развития речи ещё недоступно произношение сложных звуков. Поэтому он, возможно, скажет: «каёва» (корова) и «матина» (машина). Поправлять его не нужно, просто похвалите.

Далее учимся говорить слова из одного слога, но в которых три звука: лес, нос, кот, кит, гусь, дуб, мяч, вот, топ и другие подобные.

Еще раз напомним, что обучение важно проводить в ходе игры, в повседневной жизни, обязательно с использованием игрушки или изображения предмета!

Предложите малышу вместе с вами полетать как самолёты, носитесь по комнате с вытянутыми руками и кричите «у-у-у»! Делайте это с удовольствием. Попросите его показать, как плачет кукла: «а-а-а!». Качайте куклу, многократно повторяйте, как плачет кукла, пожалейте её. Только в этом случае у ребёнка появится мотив подражать. Он должен видеть с каким удовольствием это делайте вы. Слово «повтори» не создаёт мотивацию. Помните об этом.

Если вы видите, что малыш произносит за вами слова, активно использует их, значит, можно переходить к следующему этапу – повторению фраз. Начните с 2 — 3 слов. Например: «Мишка спит. Папа идёт. Башня бух!». Уделяйте внимание называнию действий, развитию глагольного словаря.  Можно и даже нужно использовать облегчённые слова, звукоподражания. Но обязательно при этом проговаривайте полное действие. Например: «Дятел стучит – тук-тук! Мишка идёт – топ-топ! Обезьянка смеётся – ха-ха! Ляля ест суп – ам-ам! Дождь капает – кап-кап!». Важно при назывании демонстрировать действие. Его может выполнять взрослый, игрушка или изображение на картинке.

Развитие слуха

Значимую роль в формировании речевого навыка играет слуховое восприятие. Развивается оно в двух направлениях: неречевой слух (физиологический) и речевой (фонематический).

Благодаря первому мы различаем звуки окружающего мира. И с самых первых дней учимся их слышать, а затем и различать. Неречевые звуки воспринимаются нами как сигналы, что помогает ориентироваться в пространстве.

С помощью речевого слуха мы можем различать звуки родного языка, дифференцировать речь по тембру, громкости, интонации и скорости воспроизведения. Благодаря развитию фонематического слуха дети учатся понимать речь и самостоятельно произносить четко звуки, слова, говорить выразительно, интонируя и регулируя громкость и темп речи.

Очень важно развивать физиологический и фонематический слух с первых лет жизни. Наиболее благоприятным периодом для этого является возраст 5 — 6 лет.

В целях обучения малыша различать неречевые звуки можно использовать:

  • Звучащие игрушки. Именно звучащие, не музыкальные. К ним относятся: погремушки, трещетки, пищалки. Достаточно иметь несколько игрушек, которые издают разные звуки. Играйте с малышом в «Угадай, что звучало». Если ребёнок ещё не может назвать игрушку, предложите ему показать её. Пусть он сам погремит ею так, как захочет. Необязательно покупать дорогостоящие игрушки, насыпьте различные крупы в небольшие ёмкости (горох, макароны, манная крупа). Получатся самодельные погремушки, которые звучат по-разному. Публикуем небольшое видео для примера: 

  • Голоса животных. Мяуканье кошки, лай собаки, мычание коровы, карканье вороны, пение петуха и другие. Посещая зоопарк или ферму, обратите внимание малыша на звуки, которые вы там слышите. Предложите ему угадать, кто из животных подаёт голос, закрыв при этом глаза.
  • «Звуки предметов». Для этого вообще не нужно специально куда-то идти. Просто прислушайтесь, и вы услышите, как тикают часы, скрипит дверь, шуршит пакет, стучит молоток и т.д. Познакомив ребёнка с этими звуками, поиграйте в «Угадай, что звучало?».
  • Шум транспорта. Во время прогулки вместе послушайте, как гудит самолёт, сигналит машина, как стучат колёса поезда.
  • Звуки детских музыкальных инструментов. С их помощью также можно объяснить ребенку, что значит «тихо» и «громко».

Научившись вычленять неречевые звуки, переходим к играм на развитие речевого слуха.

Сначала обучаем ребенка различать звукоподражания, затем короткие слова, а послеслова более сложной слоговой структуры («Покажи игрушку», «Найди картинку, которую я назову»). Необходимо также постепенно учить различать речь по тембру и интонации. Начните с игры «Кто позвал?». В этой игре могут принимать участие папа, бабушка, братик или сестричка. Все по очереди зовут малыша, который стоит спиной, а он идёт к тому, кто его позвал.

В ходе игр на развитие речевого слуха называйте все слова правильно, четко, не искажая их и не сюсюкая.

Оставляем пример занятия с ребенком:

Развитие дыхания

Процесс дыхания продолжается и не прерывается во время любой деятельности человека, в том числе и во время говорения. Поэтому его правильному развитию также важно уделять внимание.

Обращаем внимание на

  • формирование сильного плавного ротового выдоха;
  • контроль длительности выдоха;
  • направление воздушной струи.

Для формирования речевого дыхания существует огромное количество простых игр.

Но важно знать определённые правила:

  • Вдыхаем через нос, а выдыхаем через ротВо время выдоха губы выдвинуты вперёд «трубочкой», как при «поцелуйчике». Сначала научите малыша складывать губы в форме трубочки, а затем предложите ему так подуть.
  • Выдыхать воздух нужно полностью.
  • Щеки во время выдоха не надуваем, иначе в них уйдет весь воздух.
  • Играть достаточно в течение 5 — 10 минут, иначе у малыша может закружиться голова.
  • Помещение, в котором проводятся игры на развитие дыхания, должно быть хорошо проветриваемым.
  • Во время вдоха и выдоха плечи ребёнка не должны подниматься.

Игры на развитие речевого дыхания вы можете придумать и обыграть самостоятельно. Например, устройте «бурю в стакане». Для этого вам потребуется вода и трубочка из под сока. Вставьте трубочку в стакан с водой и предложите малышу подуть через нее. В воде начнут бурлить пузырьки. «Ого, какая большая буря у тебя получилась», – скажете вы. А после этого увидите, как малыш подует ещё сильнее, чтобы удивить вас.

Можно задувать свечу, дуть в свисток или дудочку, надувать мыльные пузыри.

Развивать дыхание можно и на улице. Зимой – сдувать снежинки с варежки, летом – «пушинки» с одуванчиков.

Такие простые, но очень увлекательные занятия помогут сформировать у малыша длительный плавный ротовой выдох.

Заключение

Как видите, процесс запуска говорения не такой простой, как может показаться. Он определяется множеством факторов. И не всегда бывает, что все они синхронно срабатывают. В каждом конкретном случае должен разбираться специалист. Но это не значит, что родители не могут вовлекаться. Их задача создать максимально благоприятную среду для запуска и развития речи у детей. Для чего стоит немного разобраться в природе этого процесса и освоить базовые правила общения с малышом. Надеемся, наша статья вам в этом поможет.

Автор статьи — логопед-дефектолог Екатерина Стрекаловская.

Найти в соцсетях: https://instagram.com/logoped_nn?igshid=7855adx2e7gf

https://vk.com/id36137736

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here