Домой логопедия Речь ребенка в 3 года: почему идти к логопеду не рано

Речь ребенка в 3 года: почему идти к логопеду не рано

374
0

«Когда мой малыш заговорит?», «Развивается ли речь ребёнка правильно?», «Когда она станет понятной?», «Стоит ли обратиться к логопеду сейчас или можно подождать ещё?». Очень важно, чтобы каждая мама задавала себе эти вопросы своевременно, а точнее – в течение первых трех лет жизни малыша, когда происходит формирование речевых центров у детей. Необходимо следить за тем, как растет ребенок, как происходит освоение им навыков говорения, какие этапы в этом процессе даются ему проще, а какие вызывают сложности, и, наконец, с какими успехами в речевом развитии он подходит к своему трехлетию. Уметь оценить речь ребенка в 3 года – для не специалиста, конечно, задача не простая. В этой статье обозначим ключевые моменты, знание которых поможет читающим нас родителям не пропустить симптомы, сигнализирующие о возможных отклонениях в речевом развитии, и в случае необходимости вовремя обратиться к специалисту.

Особенности развития речи ребёнка с рождения до 3 лет

Речь не появляется сама по себе. Это важнейшая психическая функция человека, формирование которой обусловлено созреванием и развитием нервной системы ребенка и, что не менее важно, его общением со взрослыми.

Разберем этапы развития речи и признаки, определяющие вариант нормы для каждого из них.

Развитие речи в младенчестве

Самые первые речевые проявления ребенка – это крик и плач. Именно эти реакции крохи развивают дыхательные, артикуляционный и голосовой отделы речевого аппарата, то есть готовят малыша к воспроизведению звуков родного языка.

В 2 — 3 месяца ребёнок произносит звуки угу-у, а-а-а, бм-м-м. Это называется гулением. Постепенно к ним добавляются новые, которые малыш воспроизводит, подражая взрослым: ля, улю, гн и другие.

При условии нормального развития гуления, в 6 — 7 месяцев, он начинает лепетать. На этом этапе ребенок старается «копировать» близких, максимально «сканируя» их речь, интонацию и темп. Ему довольно легко дается произношение слогов: ма-ма-ма, бу-бу, па-па-па.

Объем лепетных слов увеличивается в разы при условии, что мама плотно общается с малышом, часто поёт ему песенки и читает сказки.

К 9 — 10 месяцам ребенок совершает настоящий прорыв. В его арсенале появляются первые слова! Это простые слова, существительные, такие как «мама», «папа», «баба», «деда», «ава».

У каждого ребёнка речевое развитие идёт в своём собственном темпе
У каждого ребёнка речевое развитие идёт в своём собственном темпе

У некоторых детей этот период наступает несколько позже. Это тоже вариант нормы. У вашей подруги малыш начал произносить первые слова в 9 месяцев, а вашему уже год и первых слов все нет – не стоит впадать в тревогу. Если малыш активно «лепечет», для переживаний нет повода. 

Речь ребёнка второго года жизни

Обычно в год ребенок произносит 3 — 4 «лепетных слова». Кроме того, у него развивается и понимание речи. Он может выполнять простые инструкции, такие как: «дай машинку», «иди к маме». Малыш также старается подражать голосам животных, особенно если в доме живет кошка или собака. А увидев на картинке корову, с удовольствием растягивает «муууууу».

Примерно к году и 3 месяцам, отвечая на вопрос, ребенок может показать, где на картинке спряталась кошка: «Где киса?». И малыш ее покажет. Особенно бывает полезной практика, когда мамы, читая сказки, рассматривают изображения животных на картинках с малышом, называют их и подражают их голосам. Но в этом возрасте ребенок все ещё может перепутать, к примеру, белку и лису, собаку и волка.

В полтора года в ответ на просьбу он способен показать свой носик, мамины глазки, папины ушки и проч. Он не просто узнает предметы и животных на картинках, но и пытается их назвать. В активном словаре ребёнка полутора лет насчитывается от 7 до 20 слов!

В период с полутора до 2 лет и двух месяцев малыш в своей речи пытается объединить два слова. Это очень простая фраза: «мама ди», «дай пи», «папа пит» (папа спит) и т.д.

Примерно в год и 9 месяцев начинает показывать на картинках не только предметы, но и действия. К примеру, где киса спит, где птичка сидит. Кроме того, может выполнить сложную инструкцию: «Иди в комнату и принеси мяч». Прислушивается к словам взрослых и уже понимает их значения. Его интересует все вокруг, он часто спрашивает «Что это?».

Развитие речи малыша на третьем году жизни

Этот год характеризуется активным развитием речи.

Двухлеткам под силу составлять предложения из 2 — 3 слов. На вопросы они отвечают «да» или «нет». Кроме того, малыши согласуют действия и предметы. Например, «машина едет». Конечно, они не скажут именно так. Скорее, это будет звучать примерно так: «би-би дет».

В 2,5 года дети активно используют местоимения «я», «ты». Они учатся считать предметы, повторяя за взрослыми: «один», «два».

В целом, период с года до 3 лет в жизни ребенка является очень важным для развития речи. В течение этого времени малыши активно набирают словарный запас, впитывают новые знания, значения слов, в первую очередь, из общения с близкими людьми.

Конечно, как мы уже отмечали выше, последовательность овладения речевой системой имеет приблизительный характер. Временные рамки освоения малышом того или иного речевого навыка могут варьироваться.

Для мам будет полезной привычкой вести дневник развития речи ребёнка. Ведь невозможно все удержать в голове. Дневник поможет отследить динамику, а в случае необходимости пригодится на приёме у логопеда или невролога. Они точно спросят вас о том, в каком возрасте появились первые слова, или когда малыш начал «гулить».

Те небольшие аннотации по развитию речи по годам, которые мы дали, это, своего рода, чек-лист. Он даст возможность самостоятельно оценить темпы и качество речевого развития вашего ребенка и понять, нуждается ли он в помощи специалиста.  

Последствия несвоевременного обращения к логопеду

А что будет, если вовремя не обратится за помощью к специалистам? Еще один важный вопрос, который должен задавать себе каждый родитель.

Речь формирует мышление. Без нее не происходит понимание и обогащение смыслами. Поэтому задержка говорения влечет за собой задержку умственного развития.

Не надо ждать появления речи до последнего! Такое бездействие со стороны родителей приводит к упущенным возможностям в формировании мышления, памяти, внимания. Несвоевременное развитие навыков речи повлечет сложности в усвоении программы детского сада, а затем и школы.

Любое нарушение речи, как правило, отражается и на личностных качествах ребёнка. Раз его не понимают, значит с ним что-то не так. Последствия могут быть далекоидущими.

Сложности в коммуникации с родителями, другими взрослыми, сверстниками могут сделать ребенка стеснительным, замкнутым
Сложности в коммуникации с родителями, другими взрослыми, сверстниками могут сделать ребенка стеснительным, замкнутым

Сложности в адаптации и общении в детском саду и школе, вероятнее всего, скажутся на общении с людьми и выборе профессии во взрослой жизни.

Стоит ли все это ожидания? А может, просто проконсультироваться со специалистом и удостовериться, что все хорошо, или вовремя начать коррекцию, если в этом есть необходимость.

Теперь давайте разберем, какие могут быть причины речевых нарушений.

Причины нарушений речи

Существует совокупность факторов, определяющих развитие речи ребенка. И если какой-то из них «дает сбой», то освоение навыков говорения может существенно замедлиться. Принимая во внимание эти факторы, специалисты способны довольно точно установить причину речевого нарушения и выстроить индивидуальный коррекционный путь для каждого ребенка.

Поэтому, если родителям предстоит поход к специалисту, перед приемом важно вспомнить, как протекала беременность и роды, чем малыш болел в раннем детстве. Можно даже взять с собой медицинскую карту ребёнка. Все это поможет найти причину нарушения речи и максимально эффективно выстроить маршрут ее коррекции.

Давайте рассмотрим ряд факторов, которые потенциально могут привести к задержке речевого развития или нарушениям речи в дошкольном или более старшем возрасте.

Течение беременности

Заболевания мамы, инфекции (краснуха, токсоплазмоз, грипп и др.), длительные токсикозы во время беременности могут негативно сказаться на развитии нервной системы ребёнка, что автоматически влечет за собой проблемы с речью.

Роды

Стремительные или затяжные роды, обвитие пуповиной, неправильное положение плода, ранее отхождение вод, травмы, полученные во время родов, также могут повредить хрупкую нервную систему малыша.

Заболевания, перенесённые в первые годы жизни ребенка

Причиной возникновения речевых нарушений могут стать и вирусно-инфекционные заболевания, менингоэнцефалиты, желудочно-кишечные и прочие расстройства, с которыми пришлось столкнуться малышу.

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ)

Перенесенные в раннем возрасте ЧМТ, усугубленные сотрясением мозга, также могут спровоцировать сложности с речью.

Наследственные факторы

Это не значит, что, если мама произносит звук «р» неправильно, ребёнок тоже будет его искажать. Речь идёт о генетических заболеваниях. В этом случае нарушение речи не первично, оно является частью заболевания и сочетается с нарушениями интеллекта и двигательного аппарата.

Социально-бытовые условия

Для развития речи необходимы благоприятные социально-бытовые условия. Ключевым моментом здесь является формат общения окружающих с малышом. Крайне важно, чтобы с ним взаимодействовали – эмоционально, вовлеченно – и заботились о нем.

Речевые механизмы развиваются при условии активного взаимодейтсвия родителей и малыша
Задача родителей — сформировать для малыша насыщенную, разнообразную, эмоционально-благоприятную речевую повседневность

Не будем лишний раз говорить о значимости роли взрослого в развитии речи ребенка. Просто представьте, что будет, если малышу не читают сказки перед сном, не болтают и не играют с ним в течение дня, а вместо этого смотрят в экран телефона или телевизора. Конечно, в такой ситуации большую часть времени малыш будет предоставлен сам себе и, соответственно, лишен возможности начать говорить, поскольку образцы правильной речи ему просто недоступны. Добавим, что, так называемые, «развивающие мультфильмы» ничего не развивают: ребенок должен слышать живую речь!

Если малыш растет и воспитывается в семье слабослышащих родителей, то в данных условиях не обойтись без занятий со специалистом. Его услуги потребуются и в ситуации, когда мама или папа, или оба родителя имеют нарушения речи. Ребёнок, скорее всего, будет им подражать, и процесс речевого развития может потребовать корректировки.

Гиперопека – еще один фактор, который может иметь негативное воздействие на речевое развитие ребенка.  Он ещё не успел подумать, чего бы ему хотелось, а заботливые мама и папа уже вручили малышу печеньку, соску, игрушку или яблочко. Ребенку даже не нужно говорить о своих желаниях, они их предугадывают. Ему покупают все самое лучшее, тратят несколько часов на поиск самой современной и модной люльки в интернет-магазине. Хотя это время могли бы провести с малышом, играя в простую, но познавательную игру. И в этой ситуации он также не слышит эмоциональной, живой речи. Да и зачем она ему? Достаточно показать на бутылочку с молоком, мама ему ее подаст, закричать – его возьмут на руки или включат мультфильм.

Неврологические заболевания, нарушения слуха, зрения, органов артикуляции, нарушения внимания, памяти, интеллекта

В данных случаях будет необходима помощь не только логопеда, но и таких специалистов, как невролог, сурдолог, дефектолог, ортодонт. И только совместная работа специалистов и родителей будет максимально эффективна.

Очень важно разобраться и понять причину задержки или нарушения речи. Грамотный специалист обязательно задаст родителям вопросы об особенностях развития малыша. Его задача не обвинить, а, наоборот, поддержать родителей. Поэтому не стоит стесняться рассказывать о том, как протекали беременность и роды, и с чем сталкивался малыш в раннем детстве. Любые подробности будут важны. 

Заключение

В виду того, что речь тесно связана с развитием когнитивных функций, процесс ее формирования у ребенка заслуживает большего внимания со стороны родителей. Будет гораздо правильнее впервые встретиться с логопедом не в пять или в шесть лет перед школой, как у нас это принято, а значительно раньше. В противном случае можно упустить важнейший этап в речевом развитии.

Речь ребенка в 3 года действительно должна рассматриваться родителями как показатель того, насколько успешно протекает этот процесс. И если вы заметили значительные отставания от уровня сверстников, необходимо немедленно обратиться за помощью к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем быстрее можно будет компенсировать дефект.

Постоянный мониторинг формирования речи – не единственная задача, которая ложится на плечи родителей в процессе освоения навыка говорения ребенком. Важно активно участвовать в этом процессе, а точнее направлять его: знать и соблюдать правила взаимодействия с самим малышом, чтобы не спровоцировать возникновение речевого негативизма, уметь правильно замотивировать и поощрить ребенка за его успехи. Об этом более подробно читайте в моей следующей статье.

Автор статьи — логопед-дефектолог Екатерина Стрекаловская.

Найти в соцсетях: https://instagram.com/logoped_nn?igshid=7855adx2e7gf

https://vk.com/id36137736

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here