Домой логопедия Речевые нарушения и роль дыхания в их формировании

Речевые нарушения и роль дыхания в их формировании

5369
0

Жизнь малыша начинается с первого вздоха и первого крика. Не нужно объяснять, насколько важную роль играет дыхательный аппарат в существовании человека. Но не только физиологическая функция (газообмен) выполняется органами дыхания, они участвуют в формировании речи, влияют на правильное произношение, чёткость, громкость и силу звука. С ранних лет стоит уделить пристальное внимание артикуляционному аппарату ребёнка, чтобы речевые нарушения не беспокоили вероятностью своего появления в будущем.

Физиология вдоха и возможные последствия ее нарушений

В идеальном варианте ребёнок должен осуществлять вдох через нос. Однако по разным причинам, среди которых самая распространённая – простудные заболевания, эта механика часто бывает нарушена. И воздух проходит не через носовую полость. В этом случае дыхание становится ротовым или смешанным.

Вдыхание через рот может перерасти во вредную привычку, изначально которая формируется во время частых болезней. Это влечёт за собой массу неприятных последствий и сопутствующих изменений – ослабевание круговой мышцы рта, деформацию верхней челюсти и носовых структур, в частности искривление перегородки. Как результат — возможно образование очевидных нарушений артикуляционного аппарата – опущение или неестественное смещение языка, потеря тонуса диафрагмы полости рта. Так ребёнок начинает гнусавить. Данное артикуляционное нарушение называется «ринолалия».

Специфика дыхания у обладающих проблемами с речью

  1. Оно довольно неглубоко, ритмически неустойчиво. При физических нагрузках или эмоциональном перевозбуждении легко нарушается.
  2. Выдох короткий и прерывистый с постепенным ускорением.
  3. Вдыхая и выдыхая, ребенок может подергивать головой и плечами, а также испытывать напряжение в мышцах лица и шеи.
  4. Струя воздуха слабая, при говорении она проходит вдоль щек, чем объясняется появление хлюпающих звуков в речи.
  5. Наблюдается задержка дыхания или добавочные вдохи.
  6. Процесс говорения осуществляется и на вдохе, и на выдохе.

Речевое дыхание и его развитие по этапам

Специалисты выделяют три возрастных этапа развития речевого дыхания
Специалисты выделяют три возрастных этапа развития речевого дыхания

У дошколят процесс сонастройки дыхания, звукоизвлечения и говорения происходит постепенно. Вместе с этим происходит и становление речевого дыхания.

До 4 лет

В этом возрасте родители довольно часто могут наблюдать, что ребенок как-будто захлебывается в процессе говорения. Связано это с тем, что малыши, пытаясь произнести что-то, говорят и при вдохе, и при выдохе, и между ними.

5-6 лет

Процесс синхронизации дыхания и говорения все еще продолжается. Но на данном этапе произнесение слова или начала фразы приходится на вдох. Однако на то, чтобы произнести всю фразу, выдоха пока еще не хватает. И где-то в ее середине ребенок делает дополнительный вдох.

До 10 лет

Синхронизация дыхания, звукоизвлечения и говорения завершается между 7 и 10 годами. Примерно к этому же возрасту финализируются и процессы в становлении речевого дыхания.

Формирование дыхания, задействованного в речи

Речевые нарушения поможет предотвратить укрепление и совершенствование грудобрюшного типа дыхания, а также выработка долгой воздушной струи направленного характера.

Здесь необходимо освоить три шага:

  • Увеличение потенциала дыхательного аппарата ребенка.
  • Тренировка долгого выдоха с одновременным звучанием гласных.
  • Работа над речевым выдохом.

Соответственно, эти шаги можно освоить в рамках гимнастики на дыхание, которая для каждого конкретного случая должна составляться специалистом.

Комплекс занятий рекомендуется выполнять как разминку после утреннего подъема и/или во время ежедневной прогулки.

Дыхательная гимнастика

Подобные упражнения регулярно проводятся специалистами в дошкольных учреждениях. Характер и насыщенность тренировок, как правило, зависит от возраста ребят. Одно занятие длится до получаса и повторяется в течение дня дважды.

Специалист должен следить за тем, чтобы упражнения проводились максимально эффективно
Специалист должен следить за тем, чтобы упражнения проводились максимально эффективно

Нужно чётко ставить малышам задачи, наглядно демонстрировать все этапы одного упражнения, доходчиво объясняя, какого именно результата нужно добиться в итоге.

Примеры занятий дыхательной гимнастики в целях формирования дыхания через нос

Занятие 1

Стойка ноги врозь. Выдыхаем через нос и поднимаем руки вперёд, наверх, разводим в стороны, потом постепенно опускаем их вдоль тела — вниз, продолжая дышать правильно.  Во время исполнения этого упражнения нужно пытаться заметно прогнуться в области груди и поясницы.

Занятие 2

Исходная стойка — та же, при этом рот должен быть закрыт. Пробуем медленно вдохнуть через правую и левую ноздрю поочередно. Когда воздух идет через одну — вторую прижимаем пальцем.

Еще немного веселых упражнений для развития речевого дыхания:

Дыхательные упражнения с вестибулярной пластиной

Если ребёнок не испытывает проблем с проходимостью воздуха через нос, то в этом случае для развития дыхательной системы специалисты рекомендуют использовать вестибулярную пластинку – обычную или с небольшим козырьком. Это приспособление будет также актуально, если существуют отклонения в развитии нижней челюсти. Для начала тренируем алгоритм действий без пластинки, а затем помещаем ее в рот и практикуем занятие с ней. Постепенно тренировки могут быть усложнены.

Так выглядит вестибулярная пластинка
Так выглядит вестибулярная пластинка

Начинаем с простого — поочередно вдыхаем и выдыхаем. Вдох делаем носом, выдох — ртом, и наоборот, — вдыхаем ртом и выдыхаем носом. Повторяем до 10 раз. Потом добавляем пластину и тренируемся дышать уже с ней.

Далее делаем 15 вдохов и выдохов через нос. Потом столько же раз дышим носом с помощью прибора.

Если всё-таки наблюдаются трудности в проходимости носовых ходов, начать следует с малого числа повторений, необходимо учитывать состояние ребёнка. Не нужно его утомлять и заставлять. И уже со временем можно немного наращивать количество вдохов и выдохов в упражнениях. Спустя месяц ребёнок сможет дышать с пластиной около часа днем и непрерывно в течение всей ночи.

Эта методика эффективна, в том числе, и для ребят со 2-ой степенью образования аденоидов. Регулярные занятия на дыхание с пластиной помогли решить проблему без операции более чем у 80% детей в течение трех месяцев. Наибольший эффект от пластинки достигается, если выполнять упражнения всего по двадцать минут ежедневно и обязательно в ночные часы, когда запускаются процессы рефлекторного дыхания.

Если аденоиды были удалены, а навык использовать рот при дыхании никуда не делся, увеличиваем продолжительность тренировок, поскольку позднее переучить дыханию носом будет сложно. Однако при качественном и регулярном выполнении упражнений все-таки можно добиться нужного результата. Оптимальный вариант – дважды в день по 3 подхода, понемногу увеличивая период удерживания пластинки на несколько минут (желательно практиковать такое дыхание около 30 минут). Для более комфортных условий можно сделать небольшие дырочки в пластинке для прохождения воздуха. Следует чередовать время активного напряжения мышц с временем отдыха. Родители должны следить за выполнением упражнений дома, а отоларинголог и ортодонт – наблюдать ребёнка до выздоровления.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики

  1. Выполнять упражнения необходимо в непыльном и проветриваемом помещении.
  2. Не заниматься гимнастикой на сытый желудок.
  3. Одежда должна быть свободной и не сковывающей движения.
  4. Нельзя выполнять занятия уставшим или доводить себя в ходе тренировки до утомления

Заключение

Речевые нарушения и их взаимосвязь с дыханием тема довольно обширная. И ответить на все вопросы, которые возникают из этой проблематики, довольно сложно в рамках одного обзора. Здесь просто важно помнить родителям, что, если у малыша встречаются трудности с говорением, при выявлении их причин, не стоит забывать и о возможных нарушениях в дыхании, которые могут находить свое проявление и таким образом. В очередной раз напоминаем, что в любом случае необходимо обратиться к профильному специалисту, который корректно выявит источник проблемы и сможет дать правильные рекомендации по ее устранению.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here