Домой обучение и воспитание в школе Дисфункции мозга как причины неуспеваемости школьников

Дисфункции мозга как причины неуспеваемости школьников

1098
0

Русский язык остается для школьников одним из самых сложных предметов. Однако усвоение новых правил, формирование культуры письма и чтения часто бывают безрезультатными. Попробуем разобраться в причинах возникновения ошибок и, как следствие, неуспеваемости школьников.

Нейропсихология как инструмент коррекционной работы

Педагогическое сообщество в последнее время отмечает существенный рост количества детей, для которых обучение в школе дается с трудом. На сегодня, по различным данным, их число составляет примерно треть от общей массы учащихся.

Не всегда лень и нежелание учиться являются причинами неуспеваемости в школе
Не всегда лень и нежелание учиться являются причинами неуспеваемости в школе

Трудности в обучении могут быть вызваны дисфункцией различных отделов головного мозга, которые по-разному проявляются в каждом конкретном случае. Разобраться в них может помочь нейропсихология, изучающая как раз мозговую организацию функций психики.

Психическое развитие ребенка до недавнего времени изучалось без учета развития его головного мозга. Только в том случае, если присутствовали нарушения нервной системы, связь между ними приобретала смысл. То есть при отсутствии явных проблем с интеллектом и речью значение мозга не принималось во внимание при изучении состояния конкретного ребенка.

Ситуация начала меняться с ростом числа детей, сталкивающихся со сложностями в школе, с увеличением школьников пишущих левой рукой, с возникновением необходимости создания программ по воспитанию малышей, появившихся на свет раньше срока. Все это способствовало привлечению внимания специалистов к изучению специфики развития головного мозга.

Факторы, определяющие уровень грамотности ребенка

Для того, чтобы как-то обозначить связь между структурой мозга, ее предназначением с тем или иным психическим процессом или его частью стали использовать такое понятие, как «фактор».

Специалисты выделяют три основных фактора, предопределяющих качество усвоения грамматических основ и правил родного языка детьми.

  1. Нейропсихологический. Подразумевает моральную готовность ученика к письму, наличие психологического функционала необходимого, чтобы начать писать.
  2. Социально-педагогический. Включает в себя особенности коммуникации ребенка со взрослым человеком, готовность обучаться в игровом и в учебном форматах, здесь же учитывается культура чтения в семье.
  3. Психологический. Выражает общую готовность ученика заниматься речью и языком.

Но важно знать!

Даже при отсутствии очевидных отклонений у ребенка, при нормальном развитии слуха, зрения, мышления он может быть неграмотным по причине нарушения некоторых областей мозга, которые отвечают за движение рук, артикуляцию, внимание и ориентацию в пространстве.

Это может вызвать серьезные сложности в обучении и стать причиной неуспеваемости в школе.

Значение физиологии головного мозга в познавательной функции

Не последнюю роль в развитии ребенка играет функционирование полушарий головного мозга. Правое отвечает за абстрактное мышление и воображение, а левая часть – за логику, точность, внимательность. Случается, что доминирует правое полушарие, и тогда ребенок растет подвижным, творческим, но совершенно безграмотным человеком.

Чтобы разобраться в факторах, влияющих на ребенка, а точнее на его познавательные способности, попробуем проанализировать информацию о нашем головном мозге.

Александр Лурия
Родоначальник отечественной нейропсихологии Александр Лурия

А.Р. Лурия предложил в свое время теорию, согласно которой наш мозг условным образом делится на три части.

  1. Первая отвечает за активацию серого вещества. В случае, если она развита недостаточно, то ученик на занятии быстро устает и начинает отвлекаться, мешать остальным. Вернуть тонус этой части мозга можно путем насыщения его кислородом, усиления кровоснабжения. Поможет в этом двигательная коррекция, дыхательные упражнения и массаж.
  2. Вторая часть мозга ответственна за память и ориентацию в пространстве. Ее нарушения способствуют появлению таких особенностей, как
    зеркальное написание букв; смешение букв в одном слове;
    неправильная расстановка предложений на тетрадном листе;
    грамматические ошибки.
  3. Деятельность третьей части направлена на осуществление мозгом программирования и контроля. При нарушении работоспособности этого блока ребенок даже при желании будет не способен себя контролировать и следовать правилам, даже если осознает их. Это касается не только грамматических правил, но и норм поведения. Многие могут подумать, что такой ребенок крайне не воспитан, но, нарушая дисциплину в школе, он, возможно, не понимает этого.

Особенности функционирования мозга с возрастом обычно исчезают и не мешают дальнейшему обучению в школе, но за это время ребенок может упустить много важного.

Даже если учителя и родители усилят нагрузку, привлекут штат репетиторов, проблема не устранится, поскольку корень ее кроется намного глубже.

За помощью к нейропсихологу и логопеду

При благоприятном раскладе детский мозг приходит в норму без воздействия из вне. Это случается, если ребенок живет за чертой мегаполиса, дышит свежим воздухом, активно потребляет кислород. Важную роль играет время, проведенное за компьютером. Видеоигры стоит заменить активными развлечениями на улице или в помещении. Желательно, чтобы их правила менялись или придумывались на ходу. Ребенку полезно регулярно выполнять физические упражнения. Однако все перечисленные средства могут оказаться бесполезными и даже вредными. Что делать тогда?

В этом случае, следует отметить характер ошибок, которые допускает ученик, а затем обратиться с этой информацией к нейропсихологам или логопедам, чтобы они оказали оперативную и компетентную помощь.

нейропсихологи
При участии нейропсихологов возможно понять ключевые причины неуспеваемости ребенка в школе

Только профессионалы могут определить какие именно механизмы, социальные и биологические, приводят к появлению трудностей с усвоением материала, и предотвратить трансформацию отдельных неудач в тотальное отставание от сверстников и программы обучения. Ну и, конечно, в их арсенале найдется множество методик, которые помогут исправить имеющиеся проблемы.

В качестве примера публикуем для вас несколько упражнений на развитие мозга ребенка, выполненных профессиональным нейропсихологом.

Заключение

Стресс, вызванный плохой успеваемостью, может привести к различным расстройствам психического и психосоматического характера, что крайне чревато для успешного развития ребенка.

Самое губительное в такой ситуации – ждать и надеяться, что пройдет все само. Но плохие отметки не прекратятся, а положение не улучшится, если вы не позаботитесь о своем чаде и не постараетесь сделать его жизнь немного лучше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here