Домой обучение и воспитание в школе Причины неуспеваемости в начальной школе

Причины неуспеваемости в начальной школе

3129
0

Неуспеваемость в начальной школе может сформироваться вследствие самых разных факторов. Причинами могут стать частые болезни, смена учителя, врождённая застенчивость или непростая ситуация в отношениях с одноклассниками.

Для удобства выделяют три группы факторов, определяющих появление проблем с обучением у детей в начальной школе: психологические, педагогические и патологические.

Психологические факторы неуспеваемости

За партой не всем легко удается сконцентрироваться на обученииЗа партой не всем легко удается сконцентрироваться на обучении
За партой не всем легко удается сконцентрироваться на обучении

Первоклассник в школе сталкивается с очень сложной задачей – ученику нужно просидеть на месте целый урок, занимаясь активной познавательной деятельностью. Он вынужден усваивать информацию не в игровом формате, а с помощью самостоятельного и сосредоточенного анализа. Зачастую это не всем дается легко: возникают проблемы с обучением, которые психологи объясняют целым рядом причин психологического характера.

Три вида психологических причин

Процесс обучения внешне кажется пассивным, так как школьник сидит на месте, читает, слушает, пишет, что-то говорит. Тем временем ребёнок пытается задействовать все возможные ресурсы внимания, понимания, памяти и мышления. Не все дети имеют набор перечисленных когнитивных способностей. И это первая психологическая причина, по которой ребёнок не успевает за остальными.

Второй психологический факторнеумение ребёнка контролировать, регулировать и правильно использовать имеющиеся когнитивные ресурсы в учебной деятельности. Процесс обучения требует концентрации внимания, умения запоминать конкретные моменты, систематизировать полученные знания, воспроизводить их и при необходимости применять на практике. При отмеченных у ребёнка нарушениях его внимание и память остаются произвольными, они не поддаются контролю.

Третья причина неуспеваемости – отсутствие, недостаточность или неправильность мотивации. Учёба, как и любой другой вид деятельности, должна поддерживаться побуждающими факторами, внутренними или внешними.

Виды мотивации

  • К внутренней мотивации относится личное стремление ребёнка удовлетворить свой интерес, найти решение задачи и изучить окружающий мир. Потребность узнавать что-то новое изначально заложена в каждом, но насколько в нем будет развита жажда знаний зависит от среды, в которой человек растёт.
  • Внешние мотивы подразумевают участие окружающих в познавательном процессе, а точнее, их реакция на проделанную ребёнком работу. Родители и учителя практикуют порицания и похвалу, разные награды и всевозможные санкции. Немаловажен фактор мнения одноклассников, которое может как занизить детскую самооценку, так и подлить огня в зарождающийся костёр тщеславия.

Недостаток внешних и внутренних мотивов приводит к полному отсутствию заинтересованности ученика в решении задач.

Педагогическая запущенность

Помимо перечисленных психологических факторов неуспеваемости выделяют ещё один – так называемую «педагогическую запущенность». Она является результатом недостаточной социализации ребёнка. Окружающие взрослые не принимали должного внимания воспитанию малыша, что стало причиной безнадзорности. В итоге – целый спектр таких специфических качеств, как недостаток мотивов обучения, неспособность к интеллектуальной активности, элементарная неаккуратность.

Педагогические факторы неуспеваемости

Атмосфера в школе и классе не всегда благоприятно сказывается на успеваемости
Атмосфера в школе и классе не всегда благоприятно сказывается на успеваемости

К педагогическим факторам относят всю систему обучения, которая касается ребёнка на протяжении всей его учебной деятельности в школе. В эту систему входит

  • учебная программа,
  • состав класса,
  • характеры одноклассников,
  • отношения с учителями,
  • количество и продолжительность уроков,
  • первая или вторая смена и т.д.

Патологические факторы неуспеваемости

При нарушениях психического развития успеваемость возможно подтянуть в рамках программы психолого-педагогической коррекцииПри нарушениях психического развития успеваемость возможно подтянуть в рамках программы психолого-педагогической коррекции
При нарушениях психического развития успеваемость возможно подтянуть в рамках программы психолого-педагогической коррекции

К объективным причинам неуспеваемости детей в школе относят те или иные нарушения в психическом развитии ребёнка. Они включают в себя наиболее распространённые отклонения и задержки развития психики и локальные поражения центральной нервной системы, которые приводят к устойчивым отклонениям в письме (дисграфия), чтении (дислексия) и счёте (дискалькулия).

Нарушения в развитии детской психики можно разделить на три основные группы:

  • нарушения познавательной функции;
  • нарушения в личностном развитии;
  • нарушения в сфере отношений с обществом.

В одном ребёнке может развиваться целый комплекс отклонений из всех трёх групп, только проявляться они будут в разной степени.

Грамотная и углубленная диагностика приводит к выявлению основной причины отклонений в психике ребёнка, что, в свою очередь, помогает определиться с наиболее эффективной программой психолого-педагогической коррекции.

Дефекты в познавательной деятельности представляют собой широкий спектр отклонений, начиная с минимальных в функционировании органов чувств, которые воспринимают информацию извне, и заканчивая олигофренией, умственной отсталостью. Сюда же относятся нарушения, связанные с задержкой психического развития (ЗПР). Отличительной чертой ЗПР является несоответствие интеллектуальных и эмоциональных навыков возрасту ребёнка. Эти отклонения могут проявляться в следующем:

  • недостаток элементарных знаний об окружающей среде;
  • отсутствие представлений о пространственно-временных понятиях (направление движения, разнообразие цвета, количество, время суток, форма и т.д.);
  • неумение контролировать свою умственную деятельность: концентрироваться на предмете, запоминать, воспроизводить и т.д.);
  • стремление к времяпрепровождению в формате игры, а не в процессе обучения.

Стоит понимать, в чём заключается главное отличие олигофрении от задержки психического развития. Олигофрения – диагноз детей с поражённым участком головного мозга, а ЗПР поддаётся коррекции и при правильном подходе специалиста вероятна полная «реабилитация» ребёнка.

Заключение

Начальная школа – это всегда непростой этап. Для детей в эти годы многое меняется – от привычного круга друзей в детском саду и игровой площадке во дворе до совершенно иным образом устроенных будней, в которых ребенку приходится проявлять упорство в постижении различных школьных дисциплин и соблюдать пока еще не совсем органичные для него нормы поведения при общении со сверстниками и учителями. К тому же ситуация может быть «отягчена» факторами, которые мы обозначили в нашем обзоре. Поэтому следует быть более терпимым к проявлениям неуспеваемости ребенком. Прежде чем отругать его или наказать, нужно тщательно разобраться в ситуации и помочь спокойно преодолеть трудности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here