Домой обучение и воспитание в школе Психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной деятельности ребенка

Психолого-педагогическая коррекция при нарушениях учебной деятельности ребенка

2282
0

Живой интерес ребёнка к окружающему миру – естественное явление, которое отражается на его успеваемости в школе. Не каждому дано и необходимо быть круглым отличником, но в случае очевидной неуспеваемости стоит уделить пристальное внимание процессам, которые мешают школьнику полноценно и вовремя усваивать материал. Чтобы исправить возникшие проблемы, используют специальную методику психолого-педагогической коррекции.

Что такое педагогическая коррекция

Педагогическая коррекция – это комплекс дополнительных занятий с репетитором. Такие уроки проводятся в том случае, если ребёнок не до конца усвоил учебный материал и нуждается в повторном объяснении, без которого невозможно дальнейшее обучение. Специалист разрабатывает индивидуальную программу занятий с применением наиболее эффективных методов и приёмов.

Методы и приемы, разработанные профессионалом, помогут сделать материал максимально доступным и понятным

С помощью дополнительных уроков у ребёнка также формируются необходимые умения и навыки, которые не были выработаны ранее, как у большинства его сверстников.

Система педагогической коррекции включает в себя такие известные приёмы:

  • объяснение материала,
  • его неоднократное повторение,
  • закрепление упражнениями,
  • похвала,
  • порицание.

Уже этот набор элементов может помочь ребёнку «реабилитироваться» в классе.

Если проблема кроется глубже и заключается в недостатках развития интеллектуального или личностного характера, следует обратиться не только к педагогической, но и психологической коррекции.

Её смысл заключается не в освоении конкретной темы или предмета, а в развитии навыков узнавать и учиться.

Что отличает двоечника от отличника?

У двоечника и отличника разная мотивация и способы освоения нового материала
У двоечника и отличника разная мотивация и способы освоения нового материала

Успевающие ученики не только получают хорошие оценки и хвалятся ими перед сверстниками. Они с удовольствием и интересом познают мир, самостоятельно ставят перед собой вопросы и задачи, активно ищут их решение и готовы столкнуться с ошибками, все это приводит к успешному освоению школьных предметов. Отличники интересуются, в первую очередь, достижением результата, могут не только объяснить понятый материал, но и применить теорию на практике, подтвердив свои знания умением пользоваться ими.

«Неуспевающие» ученики, в свою очередь зазубривают правила, порой не понимая их сути, отзываются на поставленные задачи довольно вяло, отвлекаются, не могут сконцентрироваться на вопросе или отвечают первое, что приходит на ум.

Единственное, что мотивирует ребёнка – это оценка преподавателя, его реакция на проделанную работу и желание ответить правильно. Но таких детей постепенно можно научить обращаться за объяснениями, не бояться просить помощи в непонятных местах.

Методы психолого-педагогической коррекции

Психолого-педагогическая коррекция направлена на устранение «неполадок» в учебном процессе путём создания необходимых условий для поддержки познавательной деятельности ребёнка и эмоционального сопровождения различных её проявлений.  Рассмотрим основные методы, способствующие этому.

Эмоциональное подкрепление

Именно оно является основанием полноценного развития познавательных процессов ребёнка. Совместное удовлетворение возникшего интереса к чему-либо – отличный способ поддержать увлечение школьника, максимально разделив радость познания вместе с ним. Присоединиться к исследованию ребёнка, составить ему компанию – беспроигрышный вариант плодотворной работы.

Формирование умения задавать вопрос и не бояться ошибок

Ребёнку очень важно уметь правильно задавать вопросы и выделять непонятные моменты в изучении материала не только другим, но и самому себе. Неправильно сформулированный вопрос изначально ведёт к провалу. Стоит избавить школьника и от страха столкнуться с ошибкой, которая сама по себе – естественный элемент познания, который нужно уметь спокойно преодолевать. Именно таким способом достигается результат.

Необязательно при реализации описанных методик опираться на материалы, предлагаемые школой, так как многие подопечные имеют устоявшееся негативное отношение к ней. На первых порах можно обращаться к совершенно любым сферам окружающего мира, чтобы пробудить естественный интерес к его познанию.

Влияние благоприятных условий на качество познавательного процесса у детей

В психологической коррекции одна из основных задач – вызвать у ребёнка потребность учиться, получать знания; сделать этот процесс максимально привлекательным и доступным.

Познавательные способности изначально заложены в человеческой природе, но они могут быть подавлены людьми, их неправильным чрезмерным вмешательством, неправильным построением учебного процесса.

Постоянный и жёсткий контроль, который сам по себе является недопустимым, часто сопровождается губительным бонусом – негативной оценкой ребёнка, который сталкивается с ошибками.

Родительский прессинг может отбить желание учиться
Родительский прессинг может отбить желание учиться

Заметная отрицательная реакция взрослого на естественный мыслительный процесс у ребёнка вызывает у него защитную реакцию – отказ от решения задачи, интеллектуальную пассивность.

Из этого следует, что положительный результат умственной деятельности школьника зависит от того, в каких психологических условиях он занимается поиском ответа.

Необходимо, чтобы ребёнок получал удовольствие уже от процесса решения, от постепенного приближения к результату, поступательного достижения истины. Как увлечь ребёнка – вопрос индивидуального характера и занимаются им специалисты или по-настоящему заинтересованные взрослые.

О важности самооценки

Следует особое внимание уделить важности адекватной самооценки ребёнка. Даже дошкольники порой начинают плохо о себе думать, что потом вытекает в недостаточную уверенность в себе и своих способностях. В случае, когда ребёнку предлагается проявить свою познавательную активность, школьник уклоняется от ответа со словами «Я тупой», «Я не умею», «Я не могу».

Заниженная самооценка может быть результатом регулярных и многократных неудач.  При подборе программы психолого-педагогической коррекции следует уделить особое внимание комплексу упражнений, которые были бы доступны и одновременно достаточно трудны, чтобы ребёнок смог справиться с задачей, преодолев незначительные трудности. Столкновение подопечного с ошибкой не должно быть поводом к порицанию и тем более агрессии. Ребёнок с заниженной самооценкой нуждается в помощи и поддержке, а не в осуждении.

Подробнее о том, как происходит формирование самооценки, смотрите в видео.

Заключение

Психолого-педагогическая коррекция включает в себя разнообразие форм обучения, но наиболее эффективна тренинговая методика упражнений в игровом формате, особенно в случае предметов, наиболее сложных для детского восприятия. К ней мы еще вернемся в наших последующих публикациях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here