Домой развивающие методики Методика Монтессори в домашних условиях: развивающие пособия своими руками

Методика Монтессори в домашних условиях: развивающие пособия своими руками

993
0

Методика Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребенку максимальную свободу в выборе своей деятельности, в частности, досуга. По мере взросления малыша происходит увеличение количества сфер жизни, в которых он становится более независим от постоянной опеки родителей. И здесь свобода его действий должна проявиться в полной мере.

Cуть методики Монтессори

Мария Монтессори со своими воспитанниками
Мария Монтессори со своими воспитанниками

Методика была разработана в прошлом столетии выдающимся итальянским педагогом, врачом и гуманистом Марией Монтессори. И строилась она вокруг идеи формирования среды, предназначение которой – помочь малышу развиваться самостоятельно. То есть пространство, окружающее ребенка, должно быть поделено на несколько зон, в каждой из которых он может постигать сенсорные, естественнонаучные, математические, практические навыки при помощи развивающих подручных предметов и материалов.

Малыш может сам определить, чем ему заняться, и сколько по времени продлится его «урок». Задача взрослых – лишь помогать и направлять.

Данная методика подойдет детям старше трех лет, именно с этого возраста самостоятельность ребенка благотворно влияет на его развитие.

При этом издержки и расходы на занятия по системе Монтессори минимальны. Существует масса игр, не требующих никаких вложений, многие из них вы сможете изготовить самостоятельно.

В этом помогут предметы, которые можно найти в любом доме, желательно, чтобы они состояли из натуральны компонентов. 

Специфика Монтессори-среды

Монтессори-среда должна побуждать к познанию и вызывать интерес  ребенка
Монтессори-среда должна побуждать к познанию и вызывать интерес ребенка

Выбор ребенка между необходимыми ему игрушками и обучающими материалами должен происходить в максимально комфортных условиях.

Расположите предметы в шаговой доступности, не загромождайте их, рассортируйте и распределите согласно их предназначению.

Разделяй и властвуй

Пусть игрушки, которые развивают моторику располагаются в одном месте, пособия, формирующие восприятие цвета, – в другом, а материалы, развивающие речь, – в третьем. Подобное распределение поможет определить, какая сфера навыков требует дополнительных материалов, а от каких игрушек можно смело избавляться.

Всему свое место

Распределение – занятие хорошее, но и зонирование не менее необходимо. Что необходимо вашему ребенку чаще всего и достойно расположения в самом доступном месте? Что будет правильнее расположить не на полке, а что – в ящике под столом?

Готовим обучающие материалы сами

Сундучок с тканями

Ребенок от четырех лет должен обладать развитым тактильным восприятием мира, реагировать на материал, из которого изготовлен тот или иной предмет, узнавать его по форме и размеру наощупь.

С помощью этой игры позвольте малышу ознакомиться с тканями разного качества – шерсть, шелк, хлопок, лен, флис, замш. Пусть ребенок потрогает лоскутки и запомнит соответствующие тактильные ощущения.

Затем смешайте лоскутки в «сундучке» и предложите игроку с закрытыми глазами отыскать нужную тряпочку среди остальных.

Можно менять суть вопроса и просить дать название тому материалу, который нащупал ребенок.

Тот же фокус можно проводить с разными мелкими предметами, сделанными из дерева, металла и т.д. Так ребенок разовьет не только тактильные навыки, но и запомнит много нового о том, из чего состоят окружающие его предметы.

Ароматное ассорти

«Угадалки» можно проводить и по запахам. Смешайте в одной емкости несколько вещей, обладающих характерным ароматом – цедра апельсина, кофейное зерно, лавровый лист, засушенный укроп и др. По очереди подносите предметы к носам игроков и просите назвать нужную «пахучую» вещь. Так у детей развивается сенсорное восприятие окружающей среды.

Рельефные знаки

Очертите на картоне контуры буквы, цифры или другого узнаваемого изображения (солнышка, квадрата, цветочка). Заполните обозначенную область клеем и насыпьте на него любую мелкую крупу, приклейте кусочки любого материала, которые создадут рельеф. Предложите ребенку с закрытыми глазами провести пальцами по поверхности и угадать, что изображено.

Упражнение подойдет детям и до четырех лет. 

Крышки

Дети страшно любят разные сосуды, банки и склянки. Позвольте им поиграть с ними (только не забывайте о правилах безопасности). Суть такого практического занятия заключается в том, что к одной баночке необходимо подобрать ту самую, подходящую крышку, из всего множества остальных крышек.

Упражнение развивает и моторику, и ловкость, и осознание различий между размерами и формами предметов.

Неколючие ежики

Игра подкупает своей предельной простотой и ясностью в исполнении. Нужно вырезать из бумаги или картона тело ежика, можно сразу же создать ему семейство и друзей, а затем прикрепляем к ним множество прищепок.

Еще немного практических занятий, которые с легкостью можно выполнять дома, в видео ниже:

Отзывы родителей

Если коротко резюмировать опыт родителей, которые занимаются с детьми по методике Монтессори, то можно выделить, как плюсы, так и минусы этой системы.

Идеальных методик не бывает, но у системы Монтессори, как отмечают практикующие ее родители, однозначно больше достоинств, чем недостатков
Идеальных методик не бывает, но у системы Монтессори, как отмечают практикующие ее родители, однозначно больше достоинств, чем недостатков

Из основных плюсов отмечается

  • отсутствие негативного оценивания и воздействия, то есть ребенок не подвергается наказаниям, порицаниям, принуждению и критике;
  • приучение к самостоятельности, порядку и дисциплине;
  • ранее приобретение навыков чтения и письма;
  • развитие по интересам;
  • отсутствие духа соревновательности и сопоставления с другими ребятами.

К минусам, и то с некоторыми оговорками, относят

  • не универсальный характер системы, то есть не всем она может подойти, в частности речь идет о гиперактивных детях;
  • возможные сложности при последующей адаптации в школе: не все дети смогут быстро привыкнуть к урочному формату поведения после довольно свободного обучения по программе.

Заключение

При всех своих плюсах и минусах методика Монтессори набирает все больше почитателей в нашей стране. Повсеместно открываются классы для занятия с детьми по данной программе и уже появляются «усовершенствованные» ее вариации. При этом не стоит пугаться осваивать принципы Монтессори самостоятельно. Как мы убедились, создать правильную развивающую среду и обучающие пособия не составит труда.

Мы уже не раз писали, что процесс воспитания – это довольно индивидуальный опыт для каждой семьи. И безусловным плюсом обучения в домашних условиях будет возможность адаптировать программу под способности и предпочтения вашего малыша.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here