Домой развивающие методики Методика развития речи детей Алисы Бородич

Методика развития речи детей Алисы Бородич

2378
0

Одна из самых рекомендуемых работ, которую родителям стоит изучить по теме речевого развития, – книга «Методика развития речи детей» Алисы Бородич. Она была написана еще в начале 70-х годов прошлого века, но и сейчас это исследование не потеряло своей актуальности и высоко ценится логопедами и педагогами из разных точек мира.

Этапы становления речи ребенка

Бородич выделяет три этапа становления речи
Бородич выделяет три этапа становления речи

Научно-методическая работа кандидата педагогических наук Алисы Бородич направлена на совершенствование речи дошкольников на ранних стадиях их развития. Формирование правильного звукового произношения как составляющей грамотной, связной речи – цель автора.

Специалист выделяет следующие возрастные этапы формирования навыка говорения:

Подготовительный

От 3-х месяцев. В этот период малыш осваивает и «гукание», и лепет как реакцию на звуковые сигналы от родителей.

Если ответ от грудничка отсутствует, родителям стоит проконсультироваться со специалистом.

Владение слогами и словами

1 – 1, 7 лет.  К этому времени ребенок складывает воедино слоги и знает уже около 10 элементарных слов с идентичными слогами.

Усвоение новых слов происходит в три этапа:

  1. Понимание значения слова;
  2. Повтор слова и появляющийся при этом ассоциативный ряд;
  3. Употребление слова в вопросе, повествовании, утверждении, просьбе – в обиходе.

Произношение двусоставных предложений

С 1 года и 7 месяцев. Если до этого слово являлось целым предложением, то теперь ребенок может связывать его с другими словами, добавлять описание или действие, побуждение и т.д. В 2 года лексикон малыша значительно расширится в связи с увеличением потребностей и общим речевым развитием. Теперь слова – его главный инструмент выживания.

В дошкольном возрасте речь применяется для того, чтобы адаптироваться к той или иной ситуации, транслировать ее или решить какую-то задачу.

Более связными предложения становятся чуть позже, когда необходимость познания мира потребует все больше речевых ресурсов.

Правильная среда

Формирование речи у ребенка во многом зависит от его родителей
Формирование речи у ребенка во многом зависит от речевого поведения его родителей

Разъяснив возрастные разграничения, Бородич акцентирует внимание на речевой среде вокруг малыша, которую создают, в первую очередь, сами родители. В связи с этим, требования ко взрослым в этом случае самые высокие. Каждый пункт говорит о том, что речь родителя – эталон для ребенка.

Итак, речь взрослых должна быть:

  • содержательной и конструктивной;
  • правильной, чистой, ясной и грамотной;
  • доходчивой, доступной.

Помимо научных исследований, новейших технологий Бородич приводит анализ методик, которые передаются из поколения в поколение. Далеко не всегда и не все родители имели под рукой логопедический справочник, они воспитывали своих детей, исходя из собственного опыта и опыта предыдущих поколений.

Среди них приемы лучших педагогов прошлых лет и современности. Например, применение наглядных материалов – иллюстраций, видео и аудио, словесных и практических методик.

Но вернемся к дошкольникам и их небезупречной речи. Автор пособия рассматривает перечень задач для речевого развития детей, которым предстоит пойти в первый класс.

Увеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, постижение правил устной речи и освоение навыков рассказывания, побуждение интереса к чтению - одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школы
Увеличение словарного запаса, освоение грамматических принципов, навыков рассказывания, постижение правил устной речи и побуждение интереса к чтению — одни из ключевых задач речевого развития в преддверии школы

Расширение лексикона

На успешность решения этой задачи влияет окружение ребенка и то количество словарных единиц, которые употребляют в речи взрослые вокруг него.

Базовые принципы грамматики и их понимание

Правильное построение слов и предложений не возникает из пустоты, над этим нужно усердно работать. Один из популярных и действенных приемов – практиковаться в словообразовании с помощью наводящих вопросов. «Кому ты отдашь свою игрушку?». Ответ требует дательного падежа, соответствующего окончания и места в предложении.

Восприятие звуковой структуры языка

Усвоение фонетического устройства слова, постановка правильного ударения, использование верной интонации – все это достигается путем подражания.

Формирование разговорной речи

Здесь подразумевается не набор жаргонных слов, а умение разговаривать с собеседником, участвовать в диалоге, задавать вопросы и отвечать на них, соблюдая правила приличия в ходе общения.

Умение рассказывать

Уметь вести монолог тоже непростое искусство. Но уже будучи дошкольником, ребенок должен уметь повествовать, используя при этом свой активный лексический запас и выстраивая грамотную цепочку предложений. Здесь будут полезны пересказы небольших текстов, придумывание коротких рассказов, аудиальное восприятие текстов без визуального сопровождения.

Пробуждение интереса к произведениям художественной литературы

Чтение малышам на ночь, совместное заучивание стихов, прослушивание аудиосказок и даже аудиоспектаклей с последующим обсуждением сюжета и главных героев — все это поможет привить любовь ребенку к чтению и литературе, показать ему, какой силой может обладать слово.

В финале нашего обзора оставляем видео о нормах речевого развития, чтобы у вас, дорогие родители, было понимание, чего ожидать от ребенка, от развития его речевого навыка и к чему нужно стремиться.

Заключение

Методика развития речи детей Алисы Бородич написана научным языком, так как она предназначена для специалистов и студентов вузов. Но и родители, которые не являются профессионалами в этой сфере, смогут понять и взять на вооружение основные идеи автора и следовать ее советам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here