Домой развивающие методики После трех уже поздно, или раннее развитие ребенка по Масару Ибука

После трех уже поздно, или раннее развитие ребенка по Масару Ибука

1497
0

На нашем ресурсе мы уже давали несколько обзоров популярных методик воспитания детей в раннем возрасте. В этой статье мы рассмотрим еще одну теорию, принадлежащую Масару Ибука – японцу по происхождению, гражданину мира по значимости его вклада в различные сферы человеческой деятельности. Вся суть концепции заключена в одной короткой фразе – «после трех уже поздно».

Отметим, что саму теорию, ее доказательную базу и инструментарий оценили уже тысячи родителей по всему миру. Они делятся настолько фантастическими результатами работы по методике, что тем, кто только вступил в родительский клуб, сразу же хочется затестить эту систему. Давайте разбираться по порядку.

Немного об авторе теории

Японский предприниматель, инженер, сооснователь корпорации SONY, автор новаторских методик по воспитанию детей Масару Ибука
Японский предприниматель, инженер, сооснователь корпорации SONY, автор новаторских методик по воспитанию детей Масару Ибука

Сама личность автора методики любопытна. Человек настолько многогранен, что интерес к его мнению относительно воспитания детей возникает невольно.

Родился Масару Ибука в начале прошлого века в небольшом японском городке Никко – одном из религиозных и паломнических центров страны – в семье инженера. Вопреки раннему уходу из жизни отца, выбор профессионального пути был предопределен. Масару получил образование в университете Веседа, на электротехническом факультете. Во время учебы однокурсники по-дружески называли его «гений-изобретатель». Это неслучайно! Он не раз проявлял свой талант на занятиях, а его выпускная работа была высоко оценена в рамках Парижской промышленной выставки.

Закончив университет, он занялся исследованиями, посвященными переносу и фиксации звуковых и видео-сигналов на киноленту, а также разработке кинескопов. Чуть позже решает открыть свою компанию по производству точных инструментов. Именно этот опыт послужил отправной точкой для основания бизнес-гиганта на современном мировом рынке – корпорации SONY.

Так что же могло сподвигнуть выдающегося инженера и бизнесмена обратить свое внимание на тему воспитания детей? Всему причина – личный опыт. Первому ребенку Масару Ибука был поставлен диагноз аутизм. В попытках найти эффективные способы его развития он разработал свою концепцию дошкольного обучения, основные положения которой были опубликованы в книге «После трех уже поздно». Впоследствии это помогло ему основать национальную ассоциацию и школу раннего развития детей.

Ключевые положения методики

Суть метода строится вокруг того, что головной мозг малышей развивается очень интенсивно в течение первых трех лет жизни. Именно на данном этапе развития в голове ребенка формируется до 80% всех нейронных связей.

Крайне важно именно в этот период заложить крепкую базу для дальнейшего развития его интеллектуального, творческого и физического потенциала.

По утверждению автора методики, в этом возрасте детский мозг словно мощный компьютер. И упущенное время может стать временем упущенных возможностей.

В качестве примера, Масару Ибука пишет о практике изучения японского языка представителями разных возрастных категорий. Его исследования показали, что трехлеткам для того, чтобы начать общаться на этом языке достаточно всего месяца занятий. Школьники в возрасте семи-восьми лет за этот же период способны освоить четверть от заданного объема, а способности взрослых в этом случае ограничиваются заучиванием лишь нескольких фраз.

При этом изучение языков автор считает одним из самых нужных для развития ребенка занятий. Его опыт показывает, что малыши абсолютно естественно на ряду с родным языком способны осваивать несколько иностранных. Масару Ибука был убежден, что это возможно благодаря тому, что детский мозг до трех лет не способен разделять сложные и простые задачи, а усвоение информации, какой бы сложной она не была, происходит легко и непринужденно.

Предугадывая вопрос родителей, в своей книге он писал, что перегрузить мозг невозможно. В случае форс-мажора сработает естественный защитный механизм.

Теория на практике

Конечно, в методике Масару Ибука важное место отводится родителям. Именно они несут ответственность за развитие потенциала своего чада. При этом взрослые должны понимать, что их главная задача состоит не в том, чтобы по итогу взрастить гениальную личность, а в том, чтобы создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок смог раскрыть свои возможности, исходя из персональных интересов и увлечений. Родителям нужно лишь поддержать талант ребенка и помочь ему проявиться.

Автор убежден, что для гармоничного развития первоочередную роль играет не генетический код ребенка, а среда, в условиях которой ему предлагается развиваться.

В связи с этим Масару Ибука предлагает фокусироваться родителям не на самой информации, которую они считают нужным донести, не на ее объеме и сложности для понимания, а на манеру подачи. Разберем рекомендации автора по трансляции учебного материала для малышей.

Специфика восприятия информации ребенком до трех лет

  • Малыш запоминает лишь то, что вызывает у него интерес. До трех лет именно он является ключевым аспектом познавательной деятельности. И чтобы учебный процесс был максимально эффективным, его следует постоянно поддерживать. Для этого рекомендуется использовать любимые игрушки, а также качественные, яркие обучающие пособия.
  • Ребенок очень восприимчив к ритму, что можно использовать, в том числе для изучения иностранного языка. Попробуйте вместе пропевать слова, которые необходимо запомнить, процесс точно пойдет быстрее.
  • Постарайтесь организовать учебный процесс таким образом, чтобы малыш получал максимальное удовольствие и заряд позитивных эмоций от занятия. Ведь для крох не столько важен результат, сколько сам процесс. Тогда они с большим желанием будут вовлекаться в предлагаемые вами форматы домашних упражнений.
  • Повторение – залог того, что ребенок хорошо усвоит и запомнит материал. Чем чаще, тем лучше. Ибука приводит пример, как малыши, следуя этому принципу, способны осваивать музыкальные произведения даже в полугодовалом возрасте, не говоря уже о декламации стихов и прочих произведений поэтического формата в возрасте чуть постарше.
  • Двигательная активность – залог качественной когнитивной деятельности. С самого младенчества ребенка нужно приобщать к физической культуре под присмотром специалистов, конечно. Плавание, позднее коньки, аэробика и проч. А кроме того, не стоит забывать и о ежедневных прогулках на свежем воздухе, что также позитивно сказывается на интеллекте.
Занятиям физкультурой в восточной традиции воспитания детей отводится особое место
Занятиям физкультурой в восточной традиции воспитания детей отводится особое место

Принципы взаимодействия родителей и детей

Наряду с практической стороной организации занятий с малышами, Ибука концентрирует внимание на взаимоотношениях родителей и детей в целом. Здесь он выделяет два ключевых принципа:

  1. Физическое наказание допустимо. Речь, конечно, не идет о побоях, скорее о шлепанье. К слову, именно за это он до сих пор подвергается критике со стороны родителей и профильных специалистов. Сам автор говорит о том, что в малышах в возрасте 2-3 лет начинает проявляться чувство собственного достоинства. И в ситуации, когда родители пытаются на него воздействовать через ругань и наказание, он проявляет свой характер и капризничает. Поэтому, чтобы приучить ребенка к дисциплине, начинать «правильный» воспитательный процесс нужно в возрасте до года. При этом он не должен чувствовать себя униженным или уязвленным. Масару рекомендует чаще хвалить и реже ругать.
  2. Физический контакт с матерью имеет предопределяющее значение. Масару рекомендует как можно активнее взаимодействовать с ребенком: баюкать его на руках, прижимать к себе, разрешать находиться в кровати родителей. Все это должно формировать ощущение того, что малыша любят и заботятся о нем.
Частое физическое взаимодействие с ребенком - обязательное условие его развития
Частое физическое взаимодействие с ребенком предопределяет успешность его развития

Несколько практических советов от автора

  • Прежде чем браться за воспитание детей, обратите внимание на себя.
  • Больше ходите пешком на свежем воздухе, это помогает запустить интеллектуальную активность.
  • Рисование цветными карандашами, занятия по художественной лепке, созданию фигурок из бумаги и прочих материалов позволяют раскрыться творческому началу, что предопределяет опережающее развитие по отношению к сверстникам.
  • Не заваливайте чадо игрушками. В их изобилии его внимание постоянно рассеяно, он просто не в состоянии на чем-то сфокусироваться.

У книги после «После трех уже поздно» есть продолжение. О чем оно, и как появилось на российском рынке, смотрите в видео ниже:

Заключение

Если говорить в общем, то главная концепция методики известного инженера и предприниматели, воплощенная в работе «После трех уже поздно», состоит в необходимости развития потенциала малыша таким образом, чтобы во взрослой жизни он смог по максимуму его реализовать и стать счастливой личностью. И начинать работать в этом направлении нужно как можно раньше. Для многих родителей по всему миру эта книга стала настольной. И не одно поколение, воспитанное по ней, подтвердило эффективность подходов к обучению Масару на практике. Для тех, кому оказались созвучны его идеи, предлагаем ознакомиться еще с двумя работами: «Моя теория развития младенцев. Так мы растем» и «После трех уже поздно для пап».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here